Русские посмеиваются, а жители западных государств удивляются - почему страны НАТО считают, что роль "злодея" в грузинском конфликте следует отдать одной лишь России? Потому что бескомпромиссную позицию России спровоцировал оборонительный альянс. Президента Грузии Михаила Саакашвили следовало бы отдать под военный трибунал
Все зависит от угла зрения. "В этой пьесе НАТО предстало изгоем", - пишет в ежедневной газете Мумбаи Asian Age Ниаль Сингх, уважаемый индийский журналист, автор передовиц. Как он посмел, этот невежда? Ведь главное для НАТО - это сохранение мира, причем не только в районе северной Атлантики, как когда-то было предусмотрено в договоре о его создании, а во всем мире и сейчас - в Грузии. Но журналист, исходя из своей по-индийски искаженной перспективы, пишет еще и следующее: "В случае с Грузией это был голый авантюризм президента Михаила Саакашвили, который дал России возможность показать зубы".
"Жертва" Грузия
Запад смотрит на это совсем по-другому. (И русские, возродив стремление к всевластию, облегчают ему эту задачу.) Ну да, господин Саакашвили был чуточку горячее, чем следовало, и чуточку противоречив. Однако слово "авантюрист" или, тем более, "военный преступник" за исключением газпромовца Шредера никто из видных немецких политиков не произнес, возможно потому, что под покровом ночи южноосетинская столица Цхинвали подверглась атаке ракетами и танками без оглядки на мирное население с хитроумным расчетом, что открытие Олимпийских игр отвлечет мировое общественное мнение от этой маленькой завоевательной войны. "Значительная часть уже освобождена, и бои продолжаются", - говорил сначала Саакашвили. И только когда его план окончательно затрещал по швам, он обнаружил, что он лично и его страна, "оплот свободы и демократии", находятся под угрозой. И нашел понимающего зрителя.
Двойная мораль а-ля НАТО
Кроме того, США и их союзники не могут осознать, как русские чувствуют себя в постепенно сжимающемся кольце всех этих новых членов и почти членов НАТО. И Кремлю не нравится, что американская система противоракетной обороны, которая всего лишь должна отражать возможное ядерное нападение государств-изгоев от Ирана до Северной Кореи, устанавливается прямо у ее границ, в Чехии и в Польше, двух странах, которые не являются ближайшими друзьями России - между прочим, по совершенно понятным историческим причинам. Они также не понимают, почему русские давно говорят о том, что вариант, одобренный ими для Косово, также справедлив для Южной Осетии и Абхазии. Ведь в Косово - таков их аргумент - речь шла о справедливом восстании против параноидного режима, а независимость Южной Осетии вступает в противоречие с международным правом и нарушает территориальную целостность демократической республики Грузия!
Немецкое обещание
Индиец Сингх понимает русских и их болезненную реакцию. Он обращает внимание на то, что во времена Горбачева Германия торжественно пообещала, что после расторжения Варшавского договора она будет выступать против расширения НАТО до границ России. И ставит под сомнение непреложную гармонию Европейского союза: "ЕС страдает от почти фатальной неполноценности своих новых членов, которые раньше были сателлитами или частью Советского Союза и больше заинтересованы в том, чтобы покончить с Россией, чем искать ей место и использовать ее силу в эффективном союзе".
Все для ЕС
Как только этот индиец пришел к подобному выводу? Знает ли он, что многие политики из стран, давно входящих в ЕС, конечно, не афишируя этого, лишь вынужденно присоединяются к панъевропейскому хору проклинающих Россию? Ведь жизнь ЕС, этого слабого и аморфного создания, нужно сохранить любой ценой. Аналогично те или другие главы правительств европейских стран-членов НАТО, хоть и оспаривают это официально, но в частном порядке признаются, что он или она на самом деле считает систему противоракетной обороны провокацией, а аргументы в ее защиту - чем-то средним между авантюрой и слабоумием. Но есть "большой брат" по ту сторону Атлантики и политические резоны, и поэтому все они тверды в своей союзнической верности, в том числе в ситуации с Саакашвили. Пока русские не перекроют им газовый кран.
Тея Фидлер - корреспондент журнала Stern в Индии, живет в Мумбаи