Немецкий штурман впервые рассказал о дерзком плане нацистов вывезти своих уцелевших лидеров на летающем корабле в Гренландию в конце Второй мировой войны.
По плану, сорванному капитуляцией Германии, Герман Геринг, Генрих Гиммлер и другие высокопоставленные фигуры должны были улететь из Северной Германии, чтобы продолжить борьбу из-за границы. Было решено, что Гитлер останется в Берлине, где он в конце концов и покончил с собой.
О гренландской операции рассказал 93-летний капитан Эрнст Кениг, который намеревался держать эту историю в тайне до своей смерти. Но британские друзья убедили его заговорить.
Отчаянная операция, описанная Кенигом, включала в себя также попытку вывезти из Берлина копию завещания фюрера, но от этой идеи отказались из-за интенсивного обстрела советской артиллерии.
По словам Кенига, он только что закончил подготовку двух огромных морских самолетов BV-222, когда начался налет авиации союзников.
"Два BV-222 были полностью уничтожены, когда они сели на воду", - сказал Кениг. Но от плана не отказались, добавил он. "В цехе оставался еще один самолет, его тоже подготовили. Потребовалось много работы, но она была выполнена, и снова были привезены припасы для погрузки на борт".
Терри Чармен, историк лондонского Военного музея, заявил, что история Кенига кажется ему заслуживающей доверия, к тому же ее подтверждают разрозненные подробности, которые сообщили другие немцы.
"Архитектор Гитлера Альберт Шпеер также упоминал о попытке бегства в Гренландию, от которой отказались", - сказал Чармен. Он добавил, что подразделение люфтваффе под командованием полковника Вернера Баумбаха, занимавшееся секретными спецоперациями, использовало BV-222 и могло быть причастным к этому плану.
Кениг рассказал об операции у себя дома - в северогерманском портовом городе Травемюнде, откуда должно было начаться бегство.
Кениг, который позже стал мастером в порту Травемюнде, в молодости был специалистом по навигации. Во время войны он работал над секретным проектом морского самолета в научном центре в этом же городе.
"До этого я был моряком торгового флота и учился на штурмана, - сказал Кениг. - Поэтому я и начал работать в Травемюнде. Это был превосходный центр. Мы испытывали все новейшие летающие корабли и оборудование".
Кенигу было поручено совершенствование навигационных методов люфтваффе, которые в начале войны были примитивными. Центр имел связи с ракетным исследовательским комплексом в Пенемюнде, расположенным восточнее.
Среди самолетов, которые испытывали на базе, был BV-222, один из самых больших летающих кораблей, построенных когда-либо. Самолет, созданный Blohm und Voss, имел размах крыльев 140 футов, высоту 36 футов, мог взять на борт 92 человека с полной выкладкой и двигаться со скоростью 240 миль в час. Его экипаж насчитывал 16 человек, самолет был оснащен пулеметами. Он мог находиться в воздухе 28 часов, то есть был идеален для дальних перелетов.
"Было построено всего 13 машин, - сказал Кениг. - Первые восемь использовались для транспортировки техники в Северную Африку, остальные уничтожали подводные лодки. К апрелю 1945 года в Травемюнде осталось только три самолета".
В начале апреля, вспоминает Кениг, он получил приказ подготовить две машины к дальнему перелету. В доки начали прибывать запасы, в том числе лыжи, палатки, сани, большое количество продовольствия.
Кениг считает, что план разработал личный пилот Гитлера Ганс Баур, который впоследствии говорил, что предлагал фюреру доставить его, куда тот пожелает, включая Гренландию, Северную Африку и Мадагаскар. После войны он заявил следователю, что мог сделать это "вплоть до самого последнего дня".
Кениг вспоминает, как ему приказали подготовиться к эвакуации 30 самых высокопоставленных нацистов, включая главу люфтваффе Геринга, главу СС и гестапо Гиммлера и адмирала Карла Деница, назначенного Гитлером преемника, который возглавлял "третий рейх" в его последние дни.
Была поставлена задача взять их на борт в небольшой бухте севернее Киля, где собирались остатки немецкого командования. Затем они должны были высадиться в Гренландии, на датской территории.
Гитлер уже попал в ловушку в Берлине вместе со своим заместителем Мартином Борманом, который позже был убит при попытке выбраться из окруженного города.
В ночь на 8 апреля 1945 года бомбардировка союзной авиации сорвала первую попытку. Спустя две недели Гитлер объявил оставшимся лидерам нацистов, что война проиграна и они должны заняться организацией своего бегства.
По словам Клауса Дитера Бродцига, бывшего летчика, занимающегося историей немецких морских самолетов, когда Гитлер покончил с собой в подвале рейхсканцелярии в Берлине, возник план отправить маленький морской самолет BV-138, который должен был сесть на берлинское озеро Ванзее и забрать копию завещания фюрера.
"Полет был совершен 1 мая, на следующий день после самоубийства Гитлера, - сказал Бродциг. - Пилот вылетел из Копенгагена, но не смог сесть на Ванзее из-за обстрела, который вели русские танки".
В Травемюнде, оказавшемся между наступавшими британскими и советскими войсками, готовили последний BV-222, но, как выяснилось, было уже поздно.
"Нас вызвали на базу 2 мая, - сказал Кениг. - Нас собрал наш командир, капитан Майерлинг. Он сказал, что наша работа закончена, война кончилась, раздал нам наши документы и отправил по домам. Потом мы взорвали последний корабль".