Победа Виктора Ющенко на выборах на Украине ясно показало две вещи: во-первых, большинство украинцев не хотят жить в государстве-сателлите при новорусском самодержавии; во-вторых, пророссийское меньшинство, т.е. избиратели Януковича, похоже, готовы смириться с таким решением. Три дня прошло с момента переголосования 26 декабря, и, несмотря на все карканье, Украина не собирается раскалываться и погрязать в гражданской войне. Янукович бранится, но пока он не посылает из Донбасса в Киев пролетарские ударные бригады, чтобы забить "оранжевую революцию".
Для Европы это кое-что меняет. Вплоть до недавнего времени действовал негласный консенсус о том, что Украина входит в сферу влияния Москвы. Политики - например, бывший глава Еврокомиссии Романо Проди - ясно заявили, что Киеву следует выбить из головы всякие мысли о членстве в ЕС.
У такого поведения было несколько предпосылок. При режиме уходящего с должности президента Кучмы Украина сама, казалось, не очень стремилась в Европу и добровольно оперлась на плечо Владимира Путина. Россия, гегемон, в свою очередь, одно время казалась страной, находящейся на пути к свободомыслящей демократии. В отличие от распавшегося СССР, она уже не казалась угрозой. Москва согласилась с приемом в НАТО своих бывших государств-вассалов в центрально-восточной Европе, а также с независимостью бывших советских республик. Такой стране можно было, не опасаясь, доверить Украину.
Но тем временем почти все предпосылки старой европейской "политики передачи" стали вызывать сомнения. Путинская Россия развивается не в сторону демократии. Широкие слои населения желают вернуться в СССР, а бывшие советские республики чувствуют крепнущую экономическую силу Москвы и растущее желание властвовать. Вместе с автократами из Белоруссии и Казахстана Путин работает над созданием общего экономического пространства.
В прошедшее воскресенье украинцы сами ликвидировали последнюю предпосылку для старого раздела территории. Их выбор можно описать одним предложением: мы в этом не участвуем.
Поэтому Европа должна задаться вопросом, соответствует ли политика молчаливой уступки ее интересам. Ответ - нет. Учитывая то, в каком направлении развивается Россия, для Европы будет лучше, если Украина не будет входить в зону господства России. ЕС никак не может быть заинтересована в создании на Востоке "единого экономического пространства", если не ясно, не превратится ли оно однажды в заповедник олигархической экономики. Европе также не следует забывать "холодную войну". Россия - это не Советский Союз, однако то, что украинская степь никогда больше не должна превратиться в плацдарм для выстроенных "клином" и направленных на Запад танков, является постоянным геополитическим интересом Европы. Москва без Киева лучше для континента, чем Москва с Киевом.
Так что Украина при Викторе Ющенко должна получить всю необходимую помощь, чтобы укрепиться. Но тут возникают сложности. Потому что наилучшим средством для укрепления демократии в посткоммунистическом мире оказалась перспектива вступления в ЕС. Но открытие такой перспективы перед Украиной поставит ЕС перед той же проблемой, что и в случае с Турцией: это кусок, который может оказаться слишком большим для его чувствительного желудка.
Многонаселенный сосед находится на границе между западной ориентацией и настроем на чуждые демократии концепции - будь то мафиозная постсоветская политика силы или воинствующий ислам. Сейчас представляется возможность склонить украинское общество к Европе, и пришел момент ею воспользоваться. Но одновременно присутствуют сомнения, будет ли это по силам. С Украиной есть еще одна проблема: если Запад сделает ей радикальные предложения, дабы освободить ее из российских объятий, это может еще больше усилить антизападные рефлексы великоросской элиты и разжечь изоляционные страхи Москвы.
Лучшее из всех средств стабилизации - "европейская перспектива" - политически и экономически самое дорогостоящее. Его можно давать лишь в очень умеренных количествах. Но важно, чтобы дозировка была достаточно высокой, чтобы отстоять интерес Европы в прочно ориентированной на Запад Украине. Во всяком случае, Брюссель должен предложить нечто существенно больше, чем нынешняя скудная программа добрососедских отношений. Но при этом необходимо - в отличие от ситуации с Турцией, - понять, что пример прошлых раундов расширения, которые принесли новым странам-членам миллиардные трансферты и (после переходного периода) открытие границ, повторить не представляется возможным.
Как не назови такую операцию "Украина" - "привилегированное партнерство", аналогично тому статусу, который предлагается Турции, или "условное членство", - содержательно это не будет играть большой роли. Главное, чтобы сигнал был правильный, а именно "На Запад! Путь открыт!"