Гибель Георгия Кирпы, украинского министра транспорта, тело которого было найдено в его бане, это мрачное напоминание о жестокой неприглядной стороне общественной жизни Украины.
Кирпа, который умер от огнестрельного ранения, был близким союзником Леонида Кучмы, уходящего президента, и, как и многие в ближайшем окружении Кучмы, состоятельным бизнесменом. Ему было 50, и он сыграл ключевую роль в подтасовке противоречивых президентских выборов, организуя поезда, на которых власти перевозили людей для голосования на многочисленных избирательных участках.
Прокуратура, которая считает, что Кирпа застрелился сам, изучает возможность того, что он мог находиться под давлением и что от него требовали застрелиться.
Вчера прокуратура заявила, что расследует гибель Юрия Ляха, руководителя Украинского кредитного банка, который в этом месяце также был найден мертвым в своем офисе с перерезанным горлом. Прокуратура не исключает, что это тоже могло быть принудительным самоубийством.
39-летний Лях был партнером бизнес-группы, возглавляемой двумя самыми влиятельными украинскими бизнесменами - Виктором Медведчуком, главой канцелярии Кучмы, и Григорием Суркисом, членом парламента. Среди их активов - киевский футбольный клуб "Динамо".
В прошлом месяце в центре Киева взорвалась машина, и взрыв едва не задел Максима Курочкина, российского бизнесмена, который работал в президентской кампании Виктора Януковича, премьер-министра. Курочкин был исполнительным директором "Российского клуба", киевской организации, созданной Глебом Павловским, пиар-советником с тесными связями с Кремлем. За месяц до взрыва Курочкина сняли с поста председателя киевского шикарного отеля Premier Palace, где "Российский клуб" размещал своих гостей.
В это время члены парламента открыто сомневаются в том, что смерти Кирпы и Ляха были суицидами. По одной из теорий, оба были убиты недовольными коллегами по бизнесу. По другой, они умерли потому, что их коллеги беспокоились, что они могут обнародовать конфиденциальную информацию.
Микола Томенко, союзник Виктора Ющенко, избранного президента, призвал Кучму приставить к ключевым членам его администрации телохранителей, чтобы позднее они могли рассказать обществу то, что знают о годах правления Кучмы. Он также попросил власти перестать выдавать диппаспорта.
"Мы не хотим искать украинских политиков, украинские деньги и украинские документы по всему миру".
В свете того, что режим Кучмы вот-вот уступит место новой команде во главе с Ющенко, среди людей, близких к Кучме, поселился страх преследования. Ющенко заявил, что не планирует охоты на ведьм или общего пересмотра итогов приватизации, на которой нажились коллеги Кучмы.
Однако он также отмечал, что с его приходом закон будет исполняться, и нарушителей будут привлекать к суду. Он указал на несколько противоречивых дел, которые хотел бы расследовать, включая убийство в 2000 году журналиста Георгия Гонгадзе, приватизацию "Криворожстали", искажение первых раундов президентских выборов и его отравление, которое оставило на его лице ужасные шрамы.
Среди других серьезных инцидентов эры Кучмы - убийство в 1998 году Вадима Хетмана, бывшего главы Центробанка и наставника Ющенко, и смерти в результате аварий бывшего независимого лидера Вячеслава Черновиля в 1999 году и начальника экспорта вооружений Валерия Малева в 2002 году.
Парламентская комиссия обвинила Кучму в причастности к смерти Гонгадзе. Однако ни парламент, ни какой либо другой официальный орган не выдвинули обвинений против президента. Озвучивалась возможность того, что Кучма и его семья получат иммунитет от преследования, однако серьезных попыток для предоставления такого иммунитета не предпринималось.
В это время некоторые из коллег Кучмы пытаются навести мосты с потенциальной новой администрацией. Богдан Губский, другой партнер Медведчука и Суркиса, присутствовал на ночном праздновании победы Ющенко. Губский возглавляет небольшую фракцию в парламенте под названием "Единая Украина", которая в последнее время поддерживала Ющенко по ключевым вопросам.
Медведчук, Суркис и их Социал-демократическая партия остаются верными сторонниками Януковича, однако, по словам Михаила Погребинского, политического аналитика, близкого к Медведчуку, "любой серьезный бизнесмен признает, что Ющенко победил - даже те, кто не может сказать об этом открыто". Также на праздновании присутствовал Александр Бабаков, член российского парламента и владелец нескольких украинских предприятий, включая отель Premier Palace.
Ринат Ахметов, олигарх, поддерживающий Януковича, пригласил Юлию Тимошенко, самую радикальную из союзников Ющенко, выступить на телеканале.
Один из проющенковских бизнесменов заявил: "Есть такая китайская поговорка: держи своих друзей близко, а врагов еще ближе. Может быть, в данном случае говорить о бывших врагах более точно".