Пихты Нордманна, норвежские благородные ели, выращиваемые в Дании, ежегодно в декабре наводняют Германию, Великобританию и Францию. Дания, которая в 2003 году продала за границу 11 из 12 миллионов срубленных елей, является первым в Европе экспортером рождественских елок. "Нордманны", эти прекрасные темно-зеленые ели с неосыпающимися иголками, составляют 90% этой продукции. Это настоящее промышленное производство: в лесах выращивается всего 20% рождественских елей. Большинство же растет в специальных хозяйствах. Бизнес весьма доходен: в 2003 году он принес 4 тысячам датских лесоводов рекордную сумму в 1,13 млрд крон (152 млн евро).
Сигнал тревоги. Совершенно не радуясь экономическому процветанию этого сектора, датская природоохранная ассоциация уже четвертый год подряд бьет тревогу, рисуя мрачную картину. "С тех пор как 30-40 лет назад производство стало промышленным, лесоводы широко используют химические вещества - удобрения, пестициды и гербициды", - говорит биолог Микаэл Стольце, один из членов ассоциации.
Это пагубно отражается на лесной фауне и флоре: "Чрезмерное применение химикатов угрожает биологическому богатству лесов. Происходит загрязнение подпочвенных вод, уже исчезли некоторые виды бабочек, а на полянах все реже встречаются анемоны, орхидеи и фиалки. Природе понадобится лет пятьдесят или сто, чтобы восстановиться".
О чем он жалеет? О том, что лесоводы загрязняют окружающую среду с благословения Копенгагена. Несмотря на то что экологические нормы в Дании более жестки, чем нормы Европейского союза, использование химических веществ в выращивании рождественских елок разрешено законом о лесах от 1989 года.
Беспочвенными и паникерскими считают эти обвинения производители, которые пытаются преуменьшить влияние химических удобрений на экосистему. "С момента высадки молодой ели до момента, когда ее срубают для реализации, проходит от семи до девяти лет. В течение первых трех - пяти лет химические удобрения не используются. Затем они применяются - в пропорции, составляющей 50% от той, которая применяется для других сельскохозяйственных культур. Они придают елям красивый темно-зеленый цвет, а иголкам - большую выносливость", - поясняет Кай Остергард, президент датской ассоциации производителей рождественских елей.
"Неправда, - отвечает Микаэл Стольце. - Для выращивания рождественских елей используется такое же количество химических веществ, как и для других культур, если не большее. Исключение составляет разве лишь картофель, который получает очень большие дозы химикатов".
"Без химикатов, используемых для борьбы с растущими у ствола сорняками, ели приняли бы желтоватый оттенок, и никто их не стал бы покупать", - защищается вице-президент датской ассоциации производителей рождественских елок, Йохан Скиль, который владеет 50 гектарами елей "нордманн" в 50 км к западу от Копенгагена.
Один гектар на плантации отведен под экологически чистые ели, и ее эксплуатация соответствует национальному нормативу: в 2000 году "биологические" ели составляли всего 1-2% датской продукции. Йохан Скиль с гордостью отмечает, что на этом экологически чистом участке с сорняками борются бараны, бродящие между елями. Это самая что ни на есть естественная альтернатива механической прополке. Но такой способ требует постоянного надзора: нельзя, чтобы бараны повреждали деревья.
Есть и другая трудность: по-прежнему очень сложно доказать реальность негативного воздействия химических веществ на биологическое богатство лесов. Поэтому единственное, в чем производитель и эколог согласны друг с другом - это разница в цене между обычной елью и экологически чистой. "Проблема в том, что выращивание биологической ели обходится вдвое дороже, чем выращивание обычной ели, и очень немногие потребители согласны платить такую цену", - утверждает Йохан Скиль. Микаэл Стольце и сам признает: полный переход на производство экологически чистых елей - это весьма амбициозный проект.