Путина приветствовали в "большой восьмерке", поскольку он пообещал установить демократию в своей стране. Сейчас для него пришло время выполнять обещания
Международная дипломатическая игра, связанная с председательством в "большой восьмерке", начнет разыгрываться вновь в полночь в субботу. В этот момент председательство Великобритании в G8 подойдет к концу, и лидерство в самом эксклюзивном политическом клубе мира впервые перейдет к России. Это событие вновь поднимает вопрос о том, показало ли российское правительство себя достойным высокого статуса или же председательство России будет рассматриваться как постыдная аномалия.
Решение включить Россию в список стран, которым по очереди передается пост председателя в "большой восьмерке", стало знаком включения этой страны в круг высшей политической элиты мира. Это был политический шаг. Если же вести речь об экономическом влиянии, то здесь Россия отстает от нескольких других стран - кандидатов на принятие в G8. Но размер этой страны, ее важность, положение постоянного члена СБ ООН и статус ядерной державы дают основания для того, чтобы оказывать ей особые знаки внимания.
Что еще важнее: присутствие России в "большой восьмерке" рассматривается как вознаграждение за более чем десять лет болезненных реформ, которые последовали после краха коммунизма. Это также считалось способом поощрить правительство продолжать придерживаться либеральных демократических принципов - краеугольного камня "большой восьмерки".
Западные политики хотели видеть Россию более предсказуемой, и Путин заверил их в своей приверженности демократии. Во время первой встречи американского и российского президентов в 2002 году Буш заявил, что он заглянул Путину в душу и увидел человека, которому он может доверять.
Три года спустя стало ясно, что эти надежды несостоятельны. Вместо того чтобы поставить реформы на более стабильную основу, Путин обратил их вспять, взяв на вооружение авторитарную модель управления, которую он называет "управляемой демократией". Эта трансформация имеет намного более сложный характер, чем возращение России к своему тоталитарному прошлому.
В российской конституции сохраняются положения о выборах с участием альтернативных кандидатов, представляющих разные партии, а также о представительских институтах. Но эти положения лишены демократического содержания, так как на практике условия для свободного демократического развития России оказались разрушены. Масштабы разрушения демократических ценностей можно было оценить на этой неделе, после того как ушел в отставку Андрей Илларионов, один из немногих либералов в окружении Путина, который заявил, что Россия больше не является свободной или демократической страной.
Самым явным знаком отступления от демократических ценностей стало восстановление государственного контроля над национальным телевидением. Плюрализм сохранился в тех немногих СМИ, которые Путин может позволить себе игнорировать. Но в тех источниках информации, которые популярны среди рядовых россиян, информация подается под углом зрения Кремля.
Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на последних президентских выборах в России прямо заявили, что кандидаты от оппозиции были лишены надлежащего доступа к средствам массовой информации. По их словам, ТВ уделило освещению деятельности оппозиции лишь малую часть времени на фоне сюжетов о Путине, сплошь позитивных. С тех пор ситуация ухудшилась, так как произошло принудительное закрытие оставшихся независимых телеканалов и увольнение журналистов, которые пошли вразрез с линией Кремля.
Еще более сократилось политическое пространство, в котором можно соперничать с правящей элитой, вследствие репрессий по отношению к институтам независимого гражданского общества в России. Неправительственные организации (НПО), которые задают властям трудные вопросы, были на официальном уровне названы агентами влияния иностранных государств. Спецслужбы проводят политику запугивания в отношении некоторых НПО, доходя порой до мер физического воздействия. Закон, недавно принятый Госдумой, требует от неправительственных организаций иметь официальную регистрацию и дает властям полномочия закрывать любую из них под предлогом угрозы "национальным интересам". Обыскам подверглись даже офисы такой организации, как "Британский совет" (British Council).
В приснопамятные времена государственная власть могла ворваться к человеку ночью. В путинской России власть бьет человека, предъявляя ему фальшивые налоговые претензии. Как ни смешно, последствия предъявления налоговых претензий могут быть не менее ужасными.
Михаил Ходорковский, один из нескольких олигархов, которые подверглись избирательному преследованию со стороны Кремля, был приговорен к восьми годам заключения в сибирской колонии по делу о неуплате налогов, которое практически все независимые эксперты называют политическим. На прошлой неделе британский судья отказался экстрадировать одного из бывших коллег Ходорковского из Великобритании в Россию, решив, что запрос "сделан с целью наказать его за политические взгляды". Если вести речь о юридических нормах, сегодня стало понятно, что таковые в России перестали соблюдаться и судебная система стала рычагом Кремля.
Без сомнения, некоторые увяжут эти события со скандалом вокруг приватизации постсоветского периода. Но цель кампании Путина по "ликвидации олигархов как класса" не связана с теми нарушениями при приватизации, которые были допущены в прошлом. Цель - консолидировать власть в руках центра и устранить всех конкурентов. Результатом этого стало появление новых олигархов из числа представителей элиты Кремля, обладающих смешанной экономической и политической властью, в частности, монопольным контролем над энергетическим сектором.
Цена молчания мирового сообщества в отношении поворота России к авторитаризму высока. В тот день, когда Путин вернулся с саммита "большой восьмерки" в Глинглз, где ни один из лидеров не поднял в разговоре с ним тему Ходорковского, российская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Михаила Касьянова, бывшего премьер-министра и фаворита на роль представителя либеральной оппозиции на президентских выборах 2008 года.
Россия будет становиться все более закрытой страной до тех пор, пока Европа и США не предпримут скоординированные усилия с целью заставить Путина выполнять международные обязательства. Российский лидер ведет умную игру, внося раскол в западный стан и используя энергоресурсы как стратегическое средство для реализации своих внешнеполитических целей. В то время как некоторые, например, ушедшее в отставку правительство Германии, потворствовали этим целям Путина, другие неадекватно оценивали свои способности повлиять на поведение России.
"Большая семерка" стала "большой восьмеркой", желая поддержать демократическую Россию. Сейчас председательство России даст западным лидерам идеальную возможность вспомнить, что стояло за принятием России в эту организацию, и напомнить президенту Путину, что он не соблюдает свои обязательства по соглашению.
Дэвид Кларк - председатель фонда Russia Foundation, бывший советник лейбористского правительства Великобритании