Кремль поочередно оказывает давление на своих соседей, используя при этом газ как политическое оружие
Российское руководство уверено: его страна слишком большая для того, чтобы иметь друзей, а из-за своих размеров может обдумывать альтернативу, играть ли второстепенную роль на мировой политической арене либо вновь обрести статус великой державы. Выбор уже давно сделан, и российская внешняя политика полностью нацелена на возвращение этого статуса. Каждый в России знает, а большинство даже приветствует то, что российские сырьевые ресурсы становятся рычагом для осуществления задуманного. Одновременно с этим Кремлем культивируется такое понятие, как "суверенная демократия". Это словосочетание говорить само за себя: для России неприемлемы признанные во всем мире демократические принципы.
Это лишает основы критику Запада по поводу неверных шагов России на пути к демократии. В этой связи все усилия ЕС, направленные на сотрудничество с Россией на основе единых демократических ценностей, а также на стратегическое партнерство с целью дальнейшей интеграции кажутся теперь пережитками, а применение формулы "изменение через сближение" как нового принципа в политике по отношению к России вообще обречено на поражение. Попытка закрепить в Соглашении о партнерстве с Россией основные моменты Энергетической хартии и транзитного протокола также обречены на неудачу, поскольку доступ третьих лиц к системе трубопроводов отнимет у Москвы часть инструментов, с помощью которых она хочет вновь стать сверхдержавой.
Путин добился более весомой роли государства в реализации природных ресурсов. Во время его второго президентского срока возросла доля государства в нефтегазовой отрасли. Ключевые события этого периода: разгром частного нефтяного концерна ЮКОС и присоединение к государственному концерну "Роснефть" важнейшей производственной мощности ЮКОСа, компании "Юганскнефтегаз"; финансируемое при участии Запада приобретение частного концерна "Сибнефть" государственным газовым монополистом "Газпромом"; получение российским газовым концерном контроля над проектом по нефте- и газодобыче "Сахалин-2", которому предшествовало фиаско Royal Dutch Shell как головной компании, а также возрастающее давление властей на BP и французский концерн Total с целью открыть за их счет государственные компании.
О том, что Москва использует свои сырьевые ресурсы как средство политического давление, первыми узнали ее соседи. Газовая война, разразившаяся между Украиной и Россией год назад, в которой Киеву пришлось уступить, ослабила экономику страны и, следовательно, ослабила правительство Ющенко, которое стремилось интегрировать Украину в западное сообщество. Это стало одной из причин возвращения на пост премьера заклейменного не так давно как фальсификатора результатов выборов Януковича. Он не торопится с евро-атлантической интеграцией, а влияние России на Украине снова возросло.
Грузия, которая стремится на Запад, также должна была узнать о том, что отделение от России может быть опасным с точки зрения энергетики. Из-за технических трудностей на пути получения азербайджанского газа как альтернативы российскому Грузия была вынуждена подчиниться ценовому диктату "Газпрома" - теперь она будет платить двойную цену. Потери для экономики страны очевидны. Возможно, сократится также число тех, кто поддерживает президента Грузии Саакашвили.
Сейчас предвидится новое бедствие. Москва и Минск никак не могут договориться о будущей цене на российский газ. "Газпром" угрожает прекратить поставки газа с нового года. Не исключено, что из-за прекращения поставок руководство Минска пойдет на несанкционированный отбор газа и стоит рассматривать сценарий с негативными последствиями всего этого для газоснабжения Польши, стран Балтии и Западной Европы. Москва не довольствуется приобретением 50% акций государственной белорусской газотранспортной компании "Белтрансгаз". По некоторым оценкам, Минск вынуждают к более решительным шагам в реализации российско-белорусского союза.
Германия под руководством канцлера Шредера повела себя мудро, договорившись с русскими о строительстве газопровода по дну Балтийского моря - в обход транзитных стран Восточной Европы. Берлин рисковал обострить и без того возникшие сложности в процессе интеграции Польши в ЕС. Польша, которая находится в большей зависимости от российского газа, чем Германия или другие страны ЕС, получает газ прежде всего по Ямальскому газопроводу, который проходит по территории Белоруссии и Польши. На "конце трубы" находятся западноевропейские государства.
По расчетам Варшавы, невозможно будет закрутить газовый вентиль для Польши без ущерба для Запада, и поэтому польское руководство чувствует себя в относительной безопасности. Но по завершении строительства Балтийского газопровода Ямальская ветка утратит свое значение, и в этой связи Польша опасается, что останется в газовой сфере один на один с Москвой и подвергнется шантажу с ее стороны.
Россия прилагает все усилия для того, чтобы не допустить Запад к центрально-азиатскому газу, чтобы сделать вечной его зависимость от России. Михаил Делягин, один из генераторов идей в российской энергетической политике, указывает Кремлю, что Россия должна получить в свои руки контроль за всеми нефте- и газопроводами на постсоветском пространстве и не допустить любой ценой строительства трубопроводов в обход России к месторождениям Туркмении и Узбекистана. Ответом на такую постановку вопроса могла бы стать единая энергетическая политика ЕС, возможно даже некое "Энергетическое НАТО". Однако до этого пока далеко.