Опера Бернстайна в постановке канадца Карсена была запланирована на июнь. Театр объясняет отказ чисто постановочными мотивами: слишком затянутые дополнительные диалоги
Вымышленный Сильвио Берлускони на сцене, полуголый, в трусах и трехцветном галстуке, вместе с Бушем, Блэром, Шираком и Путиным, поет и гогочет в полупьяном состоянии на надувных матрасах в грязном и черном от нефти море? У Ла Скала не было сомнений: такие спектакли в храме искусства не ставят. Опера Леонарда Бернстайна в постановке канадца Роберта Карсена (который поставил в Милане в эти последние годы такие прекрасные оперы, как "Диалоги кармелиток" и "Катя Кабанова") должна была стать одним из главных событий сезона 2006/2007, совместным производством с парижским Théatre du Châtelet и лондонской English National Opera. Премьера должна была состояться 20 июня.
Директор и художественный руководитель Стефан Лисснер присутствовал на спектакле в Châtelet 26 декабря, и ему понадобился всего лишь день, чтобы изменить решение: "Кандид" в таком виде, как он был представлен в Париже, в Милане показан не будет. В лаконичном коммюнике театр сообщает, что Лисснер "счел, что такая постановка оперы Бернстайна не соответствует художественной линии театра, и он решил отказаться от совместной постановки". Но нетрудно понять, что такая позиция была продиктована превентивной самоцензурой, которую можно сравнить с отменой в сентябре оперы Моцарта "Идоменей" в постановке Ханса Нойенфельса берлинской Deutsche Oper из-за сцены, в которой Иисус, Будда и Нептун присутствуют на обезглавливании Мухаммеда. В этом случае речь шла об опасении оскорбить ислам, а теперь, по-видимому, о страхе спровоцировать полемику, которая может быть вызвана подобной сатирой на Берлускони.
Ла Скала между тем решила сбить накал страстей и заявила, что мотивы отмены спектакля продиктованы исключительно художественными соображениями, не связанными с моментами сатиры, которые длятся всего три минуты: Карсен написал разговорные диалоги (на французском) по теме философского рассказа Вольтера, который и лег в основу "comic operetta" Бернстайна. Диалоги слишком длинные, утверждает театр, и малопонятны итальянской публике. Идея спектакля, иными словами, не соответствует линии, которой придерживается Ла Скала.
Карсен, до того как ему стало известно о решении дирекции Ла Скала, так объяснил намерение поставить эту оперу: "Я не хочу вступать в полемику с кем бы то ни было, еще меньше с Ла Скала, но я не думаю, что миланская публика может оскорбиться или быть шокирована увиденным. Есть сатира, и есть театр. Сатира должна высмеивать, и "Кандид" является политической, социальной, интеллектуальной сатирой. Я хочу предоставить публике инструменты для понимания нашей эпохи". Теперь перед Ла Скала стоит проблема подобрать спектакль, который заменит аннулированное представление, и не исключено, что постановка оперы Бернстайна будет поручена другому режиссеру.