Бывшая советская республика упрямится из-за повышения тарифов на газ, Москва угрожает его отключить. Идет ли речь исключительно об экономических отношениях, или Путин замышляет аннексию?
Россия никогда не стеснялась использовать свои огромные запасы нефти и газа - и отсутствие таковых у соседей - в качестве не слишком изощренного орудия дипломатии. В прошлые новогодние праздники, под завывания ледяного ветра государственная компания "Газпром" перекрыла газ Украине, которая в процессе демократизации частенько норовила улизнуть от российского президента Владимира Путина и других порабощенных им республик бывшего СССР. В этом году в центре внимания оказалась Белоруссия, новое сталинистское государство, где правит Александр Лукашенко, пытавшийся представиться соратником Путина.
Если Белоруссия не согласится платить в два раза больше (105 долларов за тысячу кубометров газа вместо нынешних 46), 1 января Москва прекратит поставки и оставит своего прежнего союзника замерзать. Некоторые эксперты убеждены, что в деле замешаны более прихотливые мотивы, чем откровенная жажда наживы. Речь идет о включении Белоруссии в состав Российской Федерации. "Такое впечатление, что через несколько дней начнется настоящая война, - сообщила по телефону из Минска Ирина Халип, журналистка и правозащитница. - Люди запасаются горючим и теплой одеждой".
Но Путину не придется посылать войска для расширения Российской Федерации. Халип и другие эксперты считают, что Путин использует повышение тарифов, чтобы вынудить Лукашенко признать российский рубль единственной валютой Белоруссии. Более того, Путин хочет, чтобы Лукашенко прекратил ставить палки в колеса Союзному государству России и Белоруссии, об образовании которого было объявлено в 1997 году, и подписал в 2007 году конституционное соглашение, влекущее за собой формальное включение Белоруссии в состав Российской Федерации. Это позволит Путину стать первым собирателем славянских земель, утраченных предыдущими московскими руководителями, Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным. Кроме того, аннексия Белоруссии даст Путину законные основания остаться в Кремле, если так ему будет угодно. Это будет его первый конституционный срок на посту президента нового союзного государства вместо третьего - неконституционного - срока на его нынешнем посту.
Возможно, такие рассуждения - плод воображения заговорщической славянской души? Россия утверждает, что обещанное отключение газа - вопрос чисто деловой. Рыночные цены обязательны для всех, и для друзей, и для врагов. Из соображений практической выгоды Россия может стремиться взять под свой полный контроль "Белтрансгаз", газораспределительную сеть Белоруссии. Режим Лукашенко держался благодаря дешевому российскому газу, обеспечивавшему функционирование экономики, а также возможности продавать на Запад дорогие продукты переработки дешевой российской нефти. Если Россия действительно перекроет вентиль, Белоруссия грозится воровать из трубопроводов на территории Белоруссии газ, предназначенный для европейских клиентов. От этого незамедлительно пострадают соседние страны, Польша и Литва, а также российский анклав на Балтике, Калининград.
Лукашенко может извлечь из этого кризиса выгоду, введя чрезвычайное положение и присвоив себе еще большие полномочия диктатора. Он может также взывать из своего президентского дворца к международному сообществу, прося не дать Путину заморозить его правительство и его самого. Повиновение же Путину чревато серьезными последствиями. Белорусы ценят свою независимость так же, как они нуждаются в топливе. В Минске во время новогодних праздников может быть очень холодно. Но это будет горячая пора.