10 декабря для посетителей открылся реконструированный музей Л.Н. Толстого в станице Старогладовской, где в 1850-х годах прошло "его становление как писателя", пишет The New York Times.
Сообщается, что культурный объект был восстановлен по инициативе праправнука писателя Владимира Толстого, директора музея "Ясная поляна", и при содействии Рамзана Кадырова - "одиозного и авторитарного президента Чечни, которому нравятся проекты, подчеркивающие возрождение республики из руин".
В телефонном интервью Владимир Толстой рассказал журналистке, что "Ясная поляна" займется формированием постоянной экспозиции обновленного музея. В частности, будут предоставлены "высококачественные копии архивных документов, имеющих отношение к жизни и творчеству Толстого". Помимо биографической, музей будет иметь также этнографическую функцию: в экспозиции планируется отразить уклад жизни чеченцев - современников русского писателя.
В Чечне Толстым "повсеместно восхищаются", продолжает корреспондент The New York Times. Как рассказал потомок писателя, музей в станице Старогладовской единственный работал на протяжении всей войны. Между тем Толстой еще в середине XIX века предостерегал об опасностях, ожидающих Россию, если она вновь попытается "приручить этот своенравный регион Северного Кавказа". В повести "Хаджи-Мурат" он описал природу чеченского сопротивления русским, уподобив его инстинкту самосохранения. Российские власти неоднократно подвергались критике за то, что не учитывали отраженную в произведениях Толстого чеченскую специфику, говорится в статье.
Чеченцы уважают Толстого за правдивость в изображении реалий. Кроме того, писатель "был ярым противником российской военной политики на Кавказе" и даже сам "неоднократно спасал чеченцев от... беззакония" со стороны русских солдат, рассказал нынешний директор музея Салавди Загибов, потомок одного из ближайших друзей Толстого, и подытожил: "Толстой - связующая нить между русским и чеченским народами".