Российский президент все же подписал закон, запрещающий американцам усыновлять российских детей. Как полагают западные обозреватели, эта политически мотивированная попытка отомстить за "акт Магнитского" выявляет величайшую слабость России, глубокое национальное чувство незащищенности и безразличие властей к судьбам сирот. Запрет на усыновления обращается к российской ксенофобии - благодатной почве для режима с шаткой политической легитимностью. Подписание этого позорного закона запятнало репутацию России за границей больше, чем что-либо еще, совершенное Путиным за 12 лет пребывания у власти.
Российский президент Владимир Путин подписал закон, запрещающий американцам усыновлять российских детей, пишет на страницах The Christian Science Monitor Марк Нуколс, отмечая, что этот шаг демонстрирует глубокую незащищенность России и, что еще хуже, делает детей пешками в политическом диспуте.
Принятие закона было мотивировано страстным желанием отомстить США за недавнее принятие "Закона Магнитского". "Лучшее, что могли сделать российские власти, - это тщательно расследовать обстоятельства смерти Магнитского и призвать виновных к ответственности. Теперь же они могут, наоборот, воспротивиться таким действиям, чтобы не возникло ощущения, что это было сделано в ответ на американский закон", - пишет автор статьи, приглашенный профессор Высшей школы бизнеса МГУ.
Ежегодно американские граждане усыновляют примерно тысячу российских сирот. По мнению автора, эти дети расплатятся за "Закон Магнитского". 52 заявки на усыновления, находящиеся на рассмотрении властей, будут отложены из-за российского "закона Димы Яковлева", вступающего в силу 1 января.
"Как ни печально, российская реакция выявляет ее величайшую слабость, глубокое национальное чувство незащищенности", - полагает автор. Закон, запрещающий усыновления, также выявляет безразличие властей к судьбам собственных граждан, в частности детей-сирот, ожидающих того дня, когда они смогут получить настоящий дом с любящими и заботливыми родителями, говорится в статье.
"В этой связи худшее, что могут сделать США, - это позволить себе слишком сильную ответную реакцию. Негодующие обвинения в бессердечности и жестокости к сиротам просто сделают Кремль еще более упрямым и, в потенциале, нанесут вред сотрудничеству с Россией в других сферах важных двусторонних интересов", - полагает автор.
"Сейчас США надо принять политику дипломатической сдержанности и рассудительности, а самим русским - потребовать лучшей доли для своих детей", - заключает Нуколс.
Запрет на усыновления американцами российских детей, подписанный Путиным, выявляет истинную природу и методы Кремля, утверждает редакция The Wall Street Journal.
"Чувство стыда редко руководило Путиным, который на протяжении 12 лет своего пребывания у власти разрушал Чечню и сажал в тюрьму своих оппонентов. Тем не менее, поступок, совершенный им в пятницу, запятнал репутацию России за границей больше, чем что-либо еще, им совершенное", - полагает издание.
"Запрет на усыновления обращается к российской ксенофобии и антиамериканизму, которые являются благодатной почвой для режима с шаткой политической легитимностью", - говорится в статье.
"Многие американцы ошеломлены и шокированы законом об усыновлениях. Они должны усмотреть в нем побочный продукт путинского режима, с его истинной природой и методами, и иллюстрацию того, что "Закон Магнитского" был необходим", - заключает издание.
"Апогеем путинизма" называет подписанный президентом "закон Димы Яковлева" обозреватель Die Welt Клеменс Вергин. Моральные мотивы, которыми руководствуется Москва, поражают своей простотой - "если вы не хотите пускать к себе наших бандитов, мы не дадим вам наших детей".
Дело Сергея Магнитского, как считает автор, стало лакмусовой бумажкой, сигнализирующей о "готовности России ввести у себя хотя бы самые минимальные стандарты правового государства". Сигналы же со стороны Москвы не дают повода для радости: совсем недавно был оправдан замначальника тюрьмы, в которой скончался Сергей Магнитский. Самого погибшего юриста, разоблачившего крупнейшее в российской новейшей истории мошенничество, государство сделало преступником. "Видимо, эти люди сидят на самом верху в кремлевской иерархии, раз уж Кремль сплачивает свои ряды вместо того, чтобы провести должное расследование", - размышляет автор статьи.
Оргпреступность работает рука об руку с российской властью, подчеркивает издание. Поэтому крайне необходимо приковать внимание к этому случаю - ведь, если сама Россия не хочет и не может привлечь к ответственности виновных, это должно сделать давление из-за границы. "Если коррумпированная часть российской элиты поймет, что ей не рады в других странах и она больше не сможет вывозить и размещать там плоды своих преступлений, есть надежда, что ситуация в стране изменится", говорится в статье.
Сам Владимир Путин на деле предпочел "перезагрузке" в российско-американских отношениях антизападный курс. Подписанный же закон бьет прежде всего по российским сиротам, которые уже больше никогда не смогут обрести приемных родителей в США. "Видимо, российская власть куда более заинтересована в защите бандитов, нежели в будущем своих детей, - подытоживает автор. - А это уже поистине апогей путинизма".