Новому российскому президенту Дмитрию Медведеву достается непростое наследство
Большинство выборов несет в себе элемент неопределенности. Но только не российские. На этих выходных, если не произойдет чуда, решающую победу одержит Дмитрий Медведев, избранный преемник Владимира Путина. Это гарантирует выхолощенная хрупкая демократия страны - от кремлевской монополии на телевидение до сокрушения сколь бы то ни было серьезных кандидатов от оппозиции. Также победу гарантирует и популярность Путина.
Рейтинги его поддержки искусственно завышены - впрочем, чего еще ожидать в стране, не имеющей демократической традиции, практически лишенной свободных СМИ и независимых центров власти. Однако нет причин сомневаться в том, что многие и, вероятно, большинство россиян довольны очевидно успешными восемью годами Путина у власти и готовы принять его выбор, господина Медведева. Тем не менее, шансы Медведева на то, что ему удастся сохранить такой же уровень удовлетворенности, представляются невысокими.
Репутация Путина базируется на четырех основных достижениях, на которые указывают его сторонники и внутри страны, и за границей. Во-первых, он принес политическую стабильность после хаоса своего предшественника, Бориса Ельцина. Во-вторых, он установил мир в Чечне и на Северном Кавказе. В-третьих, он восстановил законную позицию России как влиятельной мировой державы. В-четвертых (и это самое важное), на его правление пришелся продолжительный экономический рост и резкий подъем уровня жизни россиян.
Сомнительные достижения
Однако более внимательный взгляд позволяет увидеть серьезные недочеты во всех этих утверждениях. Предполагаемая политическая стабильность России основана на искажении нормального значения демократии и на чрезмерной концентрации власти в Кремле, который уничтожил региональную автономию и содействовал коррупции - по мнению бизнесменов, в данный момент коррупция серьезнее, чем в ельцинские годы. Так называемый мир в Чечне был достигнут путем передачи контроля над республикой бывшему боевику Рамзану Кадырову; а на остальной части Северного Кавказа сейчас более неспокойно, чем обычно.
Что касается усиления влияния и более высокого качества жизни - и то, и другое зависит, прежде всего, от экономики, бурным ростом которой Путин гордится более всего. Показатели среднего годового роста ВВП - 7% - и роста реальной зарплаты, выражающегося двухзначными цифрами, конечно, на первый взгляд, впечатляют. Правда и то, что с начала своего президентства Путин сделал многое для восстановления макроэкономической стабильности путем ужесточения фискальной и финансовой дисциплины и назначения либералов на главные экономические посты - хотя, учитывая долги России в то время, альтернатив у него особо и не было. Даже при этом в течение президентства Путина рост в России был ниже, чем в большинстве других экс-советских государств. Более того, этот рост был в значительной степени обусловлен взмыванием цен на сырье, особенно на нефть и газ.
Короче говоря, потребительский бум в России был разожжен бумом в области природных ресурсов. После девальвации 1998 года конкуренция вне нефтяного сектора резко сократилась. Концепция производства для экспорта почти нигде не применяется, кроме как в военной промышленности. К концу своего первого срока Путин отказался от большей части попыток провести экономическую либерализацию. Еще хуже то, что затянувшееся дело ЮКОСа, начавшееся в середине 2003 года, стало предвестником не только наступления на права собственности и законность, но и возрождения государственного контроля и вмешательства в экономику. В истории самой России содержатся яркие доказательства того, к какому вредоносному эффекту склонно приводить государственное вмешательство.
Под угрозой даже макроэкономическая стабильность, финальный аккорд в наследии Путина. Инфляция уже измеряется двухзначными цифрами. Она может вырасти еще, если правительство будет поддаваться усиливающемуся давлению с тем, чтобы тратить больше средств из стабилизационного фонда, который до сих пор функционировал как полезный абсорбент нефтегазовых доходов. На фоне роста импорта нарушается и торговый баланс. Ослабление мировой экономики не только ослабит спрос на сырьевые товары, но может привести даже к падению головокружительных цен на них.
Несладкое наследство, Дмитрий
Если оглянуться назад, то можно сказать, что Путину повезло: он унаследовал от Ельцина возрождающуюся экономику и зарождающийся сырьевой бум. Медведев находится в гораздо худшем положении. Ему будет сложнее, чем Путину, выполнять свою работу президента и в то же время сохранять поддержку простых россиян. Ему достаются ослабленные институты и куча денег, которая не обещает ничего, кроме головной боли, так как люди будут активно их тратить. Экономика одновременно и перегревается, и сталкивается с угрозой неизбежного глобального спада.
Медведев - осторожный юрист, который целиком и полностью обязан своей политической карьерой Путину, на которого он работал в начале 1990-х в Санкт-Петербурге. В его пользу есть два аргумента: в отличие от Путина и большинства других кремлевских коллег, в прошлом он не был связан со службами безопасности, в немалой степени и потому, что был слишком молод (сейчас ему всего 42), чтобы работать на них в советское время; и, как Медведев подтвердил в двух последних речах, он благоволит либерализму и сдерживанию роли государства в экономике. К несчастью, его неспособность реформировать российскую газовую монополию "Газпром" в бытность ее председателем не дает больших оснований для надежд.
Некоторым странам разделение власти идет на пользу, в том числе и для того, чтобы сократить риск ее чрезмерной концентрации в руках одного человека. Но в России, где представления о царе пережили Советский Союз, разделенная власть обычно несет проблемы. Может быть, Путин постепенно уйдет в тень, а Медведев останется сильным наследником. Но с большей вероятностью можно говорить о том, что Медведев будет номинальным главой сильного путинского правительства - возможно, промежуточным лидером до того, как Путин вернется в качестве президента; или же он (и люди вокруг него) попытаются использовать огромные полномочия президента, чтобы подорвать силу Путина. В любом случае, двуглавое правительство обещает быть источником дополнительной нестабильности. Во времена, когда испытания для следующего президента сложнее, чем когда бы то ни было, это последнее, что нужно России.