Единственная загадка воскресных выборов - с каким результатом победит наследник Путина
Президентские выборы в России, которые состоятся в это воскресенье, лишены какой-либо интриги, разве что неясно, с какими показателями победит первый вице-премьер Дмитрий Медведев - кандидат, которого Владимир Путин сделал своим преемником. На самом деле все идет так, как будто выборы уже состоялись. Но даже при заранее предсказуемом результате Кремль не посчитал нужным соблюдать политическую пристойность и не допустил к выборам ни одного соперника, который мог бы придать мероприятию правдоподобие.
Свободные выборы могут принести сюрпризы, однако сфабрикованные гарантируют преемственность. С одобрения большинства соотечественников Путину удалось подготовить выборы, на которых не будет выполнена элементарная цель голосования: передача власти от одного человека к другому. В воскресенье состоится передача поста президента, но не присущих ему полномочий - таковые, вопреки букве и духу конституции, останутся в руках Путина, который станет премьер-министром. Его управляемая демократия за восемь лет - благодаря повышению цен на нефть в восемь раз и общему экономическому благополучию - стала образцом гиперцентрализованного государства принуждения, где ликвидированы или загнаны в угол оппозиция, независимые СМИ и даже НПО; где строптивые бизнесмены ходят по струнке, парламент приручен, местные власти запуганы, а энергетика превращена в агрессивное орудие внешней политики. Результатом такого систематического разрушения демократических институтов является конформизм и политическая апатия, преобладающие сегодня в России.
Похоже, единственный вопрос, пока остающийся открытым: когда в мае молодой Медведев обоснуется в Кремле, сохранятся ли хоть отчасти либеральные идеи, которые он не раз озвучивал? Или верх возьмет несокрушимая субординация, которую он почти 20 лет, со времен работы в петербургской мэрии, соблюдал в отношениях со своим бывшим начальником Путиным? Всего месяц назад будущий российский президент говорил о важности свободы, справедливости и плюрализма, отмечая, что Россия - страна "правового нигилизма", немыслимого в Европе. За этими вселяющими надежду словами пока не последовало дел.