Никто не ждет результатов воскресных президентских выборов в России, затаив дыхание. Победителем окажется человек, которого многие считают марионеткой Путина - Дмитрий Медведев. Медведев пережил карьерный взлет: от скромного юриста до главы крупнейшей российской компании, "Газпрома", а затем до первого вице-премьера России - и все это исключительно благодаря покровительству своего босса, уходящего президента Владимира Путина. Медведев является фаворитом предвыборной гонки, получая, по опросам общественного мнения, 70-80% голосов, так как Путин поддержал его в качестве преемника в прошлом году. В России, чтобы узнать имя следующего президента, выборы не нужны.
Велико искушение посмеяться над местечковостью всего происходящего. Но нет ничего смешного в том, что главный европейский орган по наблюдению за выборами - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - отказался контролировать ход голосования из-за ограничений, наложенных на деятельность его делегации. Одновременно с этими ограничениями стали возникать препятствия перед оппозиционными кандидатами, диссидентами, правозащитниками и журналистами негосударственных СМИ, если они неподконтрольны Кремлю.
Некоторые скажут, что большинство российских граждан (пускай лишенных свободных и честных выборов), вроде бы, довольны преемственностью режима, который обеспечил стране мощнейший экономический подъем на памяти нынешнего поколения. Этот аргумент, однако, неубедителен. Если российские избиратели так довольны существующей властью, почему Путин столь активно действовал, чтобы не допустить соперничества со стороны кандидатов от реальной оппозиции? Нет, он не чувствует себя в безопасности. И воинственная позиция, которую российское правительство заняло в последние годы на мировой арене, свидетельствует об этом же ощущении.
К России и теперь относятся как к третьеразрядной стране, заявляют Путин и Медведев. Именно поэтому российские бомбардировщики вторгаются в воздушное пространство Японии и появляются над американскими авианосцами, пробуждая воспоминания об эпохе холодной войны. Но это лишь эхо тех времен. Вооруженные силы проснувшегося "русского медведя" во много раз уступают советской армии по мощи и влиянию в мире. А такие действия, как закрытие представительств Британского совета, скорее напоминают всхлип по ушедшим временам. Но вот отключение газа и введение торгового эмбарго в отношении соседних Грузии и Украины - вполне реальная угроза. Европа и сама, не отдавая себе в этом отчета, оказывается во все большей зависимости от российской энергии, и это ограничивает наши возможности критиковать Кремль.
Опасаться, однако, не нужно. Медведев осознает, что если Россия намерена решить свои социальные и экономические проблемы, то ей необходимы значительные инвестиции из-за рубежа и доступ к европейским рынкам. Нефтяные доходы теряются из-за коррупции, промышленная инфраструктура разрушается, инфляция растет, разрыв между богатыми и бедными ширится, а средняя зарплата не позволяет населению справиться со все возрастающей стоимостью жизни.
Европейцы располагают весьма мощным рычагом давления. Экономика Европейского союза в 15 раз превосходит российскую. Половина внешней торговли России ведется со странами ЕС, и по объемам она значительно превышает поставки газа из России в Европу (около четверти необходимого ЕС). Великобритания является крупнейшим инвестором в России. Тем не менее, Москва до сих пор успешно использует политику "разделяй и властвуй", заключая контракты, апеллирующие к национальным интересам отдельных европейских стран. Ситуация изменится лишь в том случае, если Европа займет единую позицию в отношении России. Только в этом случае ни новый президент, ни человек, дергающий за ниточки, уже не смогут игнорировать такие вопросы, как демократия, права человека, уважение к верховенству закона в стране и за рубежом, уважение суверенитета соседних стран.
Также по теме:
Россия вертит Западом как хочет. Объединенная Европа должна дать этому отпор (The Guardian)