На вопросы редакции Atlantico ответил Стефан Сильвестр, инженер в области прикладной физики, преподаватель Парижской школы бизнеса, специалист по энергетическим рискам.
Действительно ли конец нефтяной эры может наступить в результате сокращения спроса на нее, особенно в свете развития электрических транспортных средств?
Специалист по энергетическим рискам ответил: "Как говорил министр нефти Саудовской Аравии шейх Ямани: "Каменный век закончился не из-за недостатка камней. Эра нефти закончится не из-за исчерпания нефти". Действительно, нам не удастся израсходовать запасы нефти в XXI веке. Вместе с тем велика вероятность, что спрос будет уступать предложению, и тут две причины - демографическая и технологическая. Численность населения Земли должна стабилизироваться к концу столетия, и это позволит умерить спрос. Технологический фактор начнет ощущаться, когда парк автомобилей на двигателях внутреннего сгорания начнет сокращаться в пользу других видов тяги (электрической, водородной). Но на это уйдет много времени: в 2014 году из 71 млн проданных автомобилей лишь 400 тыс. были электрическими, в то время как мировой парк составляет 1,2 млрд авто. Иными словами, даже если продажи электромобилей увеличатся в 10 раз, пройдет три столетия, прежде чем автомобильный парк обновится".
Предпосылки для перехода на электрические автомобили существуют преимущественно в развитых странах. В таких нарождающихся экономиках, как Индия и Китай, перспективы для подобных средств передвижения не слишком радужные. Дело не только в их высокой цене, но и в слабом развитии энергосистем этих стран: потребуются десятилетия, чтобы развить сферу обеспечения энергопитанием такого вида транспорта. Эксперт делает вывод, что эти страны еще долго будут делать ставку на нефть, передает издание.
Многие страны стремятся снизить свою зависимость от нефти. Например, Соединенные Штаты хотели бы более свободно чувствовать себя на Ближнем Востоке. Китай также стремится ограничить нефтяную зависимость и пытается, насколько это возможно, использовать собственные запасы углеводородов. Но было бы иллюзией в данном случае рассчитывать на полное самообеспечение.
"Если мировой спрос стабилизируется на уровне 100 млн баррелей в день, это приведет к тяжелым последствиям для нефтяных государств Персидского залива. Внутренние беспорядки, которые за этим последуют, и отсутствие ресурсов для финансирования джихада, возможно, приведут к снижению активности шиито-суннитского конфликта. Будем надеяться, - сказал Сильвестр, - но на это потребуется время, поскольку эти страны располагают большими финансовыми запасами".
Наконец, ситуация с Россией: снижение доходов от нефти как следствие падения спроса и снижения цены будет гибельным для страны, означая конец "золотой эры" правления Путина. Москве будет сложно поддерживать присутствие на отдаленных ТВД типа Сирии, но также и внутри своих границ, прежде всего на Кавказе, полагает эксперт.