Убийство Бориса Немцова, совершенное год назад, стало ужасным ударом для российской оппозиции и нежелательным шоком для политической элиты страны, пишет на страницах The New Yorker обозреватель Джошуа Яффа.
Экс-советник Путина Глеб Павловский сказал в интервью Яффе, что убийство Немцова "явно ошеломило" Путина. "В качестве политического убийства это прямое вмешательство в политику федерального центра, и, мало того, оно было совершено прямо под носом у Путина", - пояснил Павловский.
По мнению автора, при власти Путина расследования подобных убийств обычно были медлительными и безрезультатными. "Но в случае Немцова Путин предоставил ФСБ необычно широкие привилегии для охоты на убийц", - говорится в статье. В публикации "Новой газеты" утверждается, что глава ФСБ сообщил Путину имена подозреваемых 2 марта, спустя 3 дня после убийства. "В последующие дни власти арестовали 5 человек: все они - этнические чеченцы, которые, как представляется, имели связи с Рамзаном Кадыровым, ярким и жестоким лидером Чечни", - пишет автор.
"Генералы ФСБ давно не доверяли Кадырову, которому Путин позволяет большую автономию, чем любому другому региональному чиновнику. Теперь соперничество между Кадыровым и спецслужбами выплеснулось наружу", - утверждает Яффа.
"Имя Кадырова не упоминается в официальном расследовании, но Ольга Шорина, которая долгое время была сотрудницей Немцова и пользовалась его доверием, сказала мне, что следователи неофициально спрашивали ее, были ли у Немцова конфликты с Кадыровым", - пишет автор.
В январе глава СК Бастрыкин объявил, что дело об убийстве Немцова раскрыто. Организатором убийства назван Руслан Мухутдинов.
Адвокат семьи Немцова Вадим Прохоров сказал, что невозможно вообразить, что Мухутдинов отдавал приказы офицеру, который был намного выше его по положению, - Зауру Дадаеву, который, по версии следствия, стрелял в Немцова. "Очевидно, через него (Мухутдинова. - Прим. ред.) действовали какие-то другие люди", - сказал Прохоров. Но, по словам автора, следователи больше не спрашивают, кто эти люди. "Они жмут на тормоза", - сказал Прохоров в интервью Яффе.
"В отсутствие ответов, которые вселяли бы удовлетворение, среди московской оппозиции укоренились яркие конспирологические теории, которые все время "дают метастазы". Возможно, Кадыров думал, что порадует начальника, устранив врага. Или, может быть, ФСБ подставила Кадырова, чтобы вбить клин между ним и Путиным. Возможно - это самый ужасающий вариант - Путин все знал с самого начала", - пишет автор.
Илья Яшин, близкий друг и политический союзник Немцова, "полагает: Кадыров демонстрирует, что путинская система - это пустышка, фальшивая проекция силы, маскирующая нечто намного более опасное". "Оказывается, что Путин никого в этой стране не контролирует, это все бравада - все эти разговоры о том, что он создал эту машину, эту вертикаль власти", - говорится в статье.
Шорина сказала в интервью Яффе, что убийство Немцова ознаменовало момент, когда государство "перестало чувствовать стыд, прекратило попытки объяснить свои действия, прекратило попытки держаться в рамках приличия". По мнению автора, убийство Немцова было не единственным, но самым драматичным признаком политической деградации России за истекший год. "Рядом с Кремлем убили человека, который, даже оказавшись в оппозиции, был членом политического истеблишмента. А государство, как представляется, не очень-то способно предпринять что-либо в этой связи (или у него не хватает мотивации)", - поясняет автор.