Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 января 2002 г.

Илан Грейлсаммер | Le Monde

Без Шарона, без Арафата

Исход арабо-израильского конфликта хорошо известен. Он известен всему миру, за исключением неисправимых мечтателей, мистических фанатиков и людей, безутешно тоскующих по прошлому. Однажды, через 5, 10 или 20 лет на оккупированных в 1967 году территориях появится суверенное Палестинское государство и полностью демилитаризованное государство Израиль. Израильские поселения будут эвакуированы, а проживавшее в них люди будут переселены в Израиль. Беженцы получат право на возвращение на родину. А Иерусалим будет разделен на суверенные части.

Можно резонно предположить, что Храмовая гора или Гора мечетей не будет принадлежать никому, либо будет принадлежать двум государствам одновременно, либо ? всему человечеству.

Любое другое решение нельзя считать удовлетворительным, ни по соображениям разума или морали, ни исходя из истории религий.

Но помимо этого ожидаемого исхода, еще более вероятным следует считать то, что никто и вспоминать не будет о временах правления Ариеля Шарона и Ясера Арафата, двух престарелых лидеров, чья историческая миссия уже завершена, двух 73-летних деятелей, ставших заложниками представлений и идей, которые уже ? если использовать выражения самого Шарона в отношении Арафата ? совершенно неуместны.

Но я думаю, что следует пойти еще дальше, заняв еще более радикальную позицию: окончательное урегулирование этого конфликта, принесшего столько слез и крови, может произойти лишь после того, как все это поколение израильских и палестинских руководителей будет отстранено от власти: все происходящее аналогично тому, как поколение жителей пустыни не могло войти на Землю Обетованную. Ведь самым ужасным и самым печальным является то, что между проживающим здесь невероятно отважными и мудрыми народами и крайне посредственным, если не сказать безумным руководством, с существованием которого этим народам приходится мириться на протяжении длительного времени, образовалась огромная пропасть.

Внешний наблюдатель, испытывающий раздражение от бесполезной игры одних и других, должен сделать над собой усилие и увидеть, что за фасадом терроризма и репрессий, милитаризма и религиозного фанатизма, национализма и насилия, в израильском и палестинском народах есть нечто светлое.

Те, кто общается с этими народами, кто любит их, знают, каким чувством братства, какой силой солидарности, каким культурным потенциалом обладают эти народы. За танками Шарона и гружеными оружием кораблями Арафата не видно по-настоящему невероятного богатства: мыслителей, писателей, поэтов, деятелей искусства.

А это поразительное самопожертвование, взаимопомощь и солидарность израильских женщин из бедных кварталов и развивающихся городов, которые после работы, за которую они получают ничтожную зарплату, добровольно вечерами помогают отстающим школьникам, инвалидам, одиноким старикам ? так же, как и эти женщины в лагерях палестинских беженцев, лишенные всего, но находящие в себе силы для оказания помощи нуждающимся.

Сколько людей доброй воли, сторонников мира можно встретить в Тель-Авиве, Рамалле, Хайфе и Вифлееме! И всеми ими, этими молодыми людьми, этими мужчинами и женщинами, вызывающими восхищение, с одной и с другой стороны, руководят "лидеры" такого низкого уровня, что невозможно точно сказать, что в них преобладает: оппортунизм, фанатизм, карьеризм или близорукость.

Как такое могло произойти?

Что касается израильтян, то не вызывает сомнения тот факт, что это стало результатом совершенно немыслимой политической системы, сложившейся со времен всевластия Бен-Гуриона, когда пресекалась любая возможность осуществления политики открытости и гасилась любая политическая мысль. Это результат выборов, в ходе которых практика блокирования списков выводила на передний план политической сцены самых неинтересных и самых неподготовленных людей. Результат действия пропорциональной системы, которая обеспечивает маленьким партиям, представляющим интересы своих сторонников (русской общины, крайних ортодоксов или арабов), возможность торговать своей поддержкой и навязывать свои узкие местнические интересы. Результат того, что политические силы, с инстинктивным недоверием относящиеся к представителям интеллигенции, представителям университетских кругов и деятелям культуры, всегда готовы принять любого краснобая и любого генерала в отставке с незадавшейся второй карьерой. Результат политической жизни, обесцвеченной соперничеством двух партий, обе из которых отличаются "нарочитой неясностью", что позволило им привлечь людей различных взглядов и вкусов. У этих партий нет ни идеологии, ни просто идей. Личное жестокое соперничество (Шарон-Нетаньяху, Барак-Перес, Бен-Элиезер-Бург и т.д.), лишенное какого-либо смысла, заменило собой дебаты по основополагающим вопросам.

У палестинцев также сложилась далеко не самая лучшая ситуация: стареющий и лгущий на каждом шагу "раис", которому советники обязаны подсказывать правильные слова; авторитаризм, подавляющий самые робкие попытки установления плюрализма или демократии; коррупция на всех уровнях, прежде всего, в верхах; полное презрение к правам человека, а особенно к правам заключенных; полевые командиры, делящие между собой территорию и трофеи; "Администрация", состоящая из министров, отправляющих свои деньги в Швейцарию, а свои семью за границу и разъезжающих на шикарных лимузинах между лагерями беженцев, лишенных абсолютно всего.

Слишком много бездарностей оказалось на вершине власти, как в Израиле, так и в Палестине? Но будем надеяться, что наступит день, когда оба народа будут по горло сыты такими лидерами и восстанут против них. И за всеобщим унынием уже можно рассмотреть некоторые признаки того, что народам это все уже надоело.

Все это поколение руководителей необходимо отправить в отставку. Кроме того, надо тщательно следить за тем, чтобы они не вернулись через заднюю дверь.

Но пока этот день не наступит, не стоит и надеяться на логичное и удовлетворяющее всех решение палестино-израильского конфликта. А пока следует заняться налаживанием отношений на уровне простых граждан, на уровне мужчин и женщин, любой ценой продолжать попытки победить страх, ненависть и предрассудки.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru