Между российским правительством и частными нефтяными компаниями началась борьба за контроль над экспортными трубопроводами, которые будут построены в ближайшие годы. Этот спор определит, насколько быстро Россия увеличит поставки нефти и снизит уровень зависимости мира от ближневосточного сырья.
Объемы добычи нефти в России быстро растут. Руководители частных компаний говорят, что готовы инвестировать миллиарды долларов в строительство новых трубопроводов и портов. Но в последние недели правительство дало понять, что не хочет уступать контроль над экспортной инфраструктурой. Этот рычаг необходим ему для того, чтобы иметь возможность влиять на нефтяных магнатов. Стороны ведут переговоры за закрытыми дверями, но пока не могут прийти к компромиссу. В результате строительство очень важных для страны трубопроводов может быть перенесено на более поздние сроки.
По результатам этой дискуссии можно будет судить о зрелости российской экономики. Спор покажет, способно ли государство доверять частному бизнесу, готово ли оно смягчить регуляционный режим, чтобы увеличить объемы инвестиций.
Конфликт начался летом прошлого года, когда четыре крупных нефтяных компании объявили о своих планах вложить 4,5 млн долларов в строительство трубопровода и арктического порта. Этот маршрут мог бы обеспечить 10% всего американского нефтяного импорта. Вашингтон приветствовал эти планы, и компании начали изучать экономическую оправданность проекта. Однако в этом месяце премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что этот проект ? так же, как и другой запланированный экспортный маршрут в Китай, ? должен принадлежать государству.
Кремль хочет укрепить политическую мощь России, поставляя больше нефти на Запад. Аналитики говорят, что планы строительства частных трубопроводов настораживают правительство по ряду причин. Во-первых, оно не хочет, чтобы компании экспортировали слишком много нефти, потому что это может привести к перебоям и росту цены внутри страны. Во-вторых, оно хочет контролировать транспортные тарифы. И самое главное, Кремлю необходимо помешать влиятельным бизнесменам участвовать в политической жизни в преддверии парламентских выборов, которые пройдут в конце текущего года.
По словам Валерия Нестерова, аналитика московского инвестиционного банка "Тройка-Диалог", контроль трубопроводов через государственную монополию "Транснефть" - "важный элемент политики президента Владимира Путина, который пытается держать олигархов на расстоянии вытянутой руки".
Крупные производители нефти утверждают, что "Транснефть" не способна строить трубопроводы так быстро, чтобы обеспечить рост объемов производства на уровне 10% в год. На Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе Михаил Ходорковский, глава ОАО ЮКОС, занимающего второе место в России по объемам добычи нефти, выступил с редкой критикой в адрес правительства Путина. В интервью агентству Reuters он сказал, что, если государство не разрешит создавать частную инфраструктуру, России придется сократить объемы производства нефти. "Если Россия хочет быть игроком на глобальном нефтяном рынке, она должна уже сейчас решить проблему трубопроводов", - сказал Ходорковский, который хочет участвовать в финансировании арктического проекта и предлагает другой вариант трубопровода в Китай стоимостью в 1,7 млрд долларов.
"Преимущества (приватизации) для России очевидны, - сказал Ходорковский в интервью газете Wall Street Journal. ? Проблема лишь в психологическом восприятии. Концепция частных трубоповодов пугает общественность. Кроме того, приближаются выборы".
Исход дискуссий окажет большое влияние на состояние мировых рынков нефти. Россия уже вышла на первое место в мире по объемам нефтяного экспорта, но стране не хватает трубопроводов, и нефтяная промышленность, добывающая восемь миллионов баррелей нефти в день, может экспортировать менее двух третей своего производства. Если объемы добычи будут продолжать расти, и Россия быстро создаст новую инфраструктуру, страна сможет отнять еще большую долю рынка у производителей Персидского залива. США одобрили планы строительства российских трубопроводов. Представитель одной российской компании сказал, что в ближайшие недели Вашингтон может увеличить объемы импорта.
Представители нефтяной промышленности понимают, что у этой проблемы есть важный политический аспект, и изо всех сил пытаются избежать неприятного конфликта с правительством. На прошлой неделе пять крупных нефтяных компаний предложили Касьянову компромиссный вариант. Они готовы принять участие в финансировании арктического проекта, который будет принадлежать "Транснефти". В обмен они попросили гарантировать низкие транспортные тарифы и эксклюзивный доступ к трубопроводу. Согласно существующим законам все производители имеют равное право доступа к нефтепроводам.
Правительство пока не ответило на это предложение, но во вторник вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев назвал существующий принцип равного доступа "справедливым" и сказал, что от него не следует отказываться.
Симон Кукес, президент ТНК, считает, что компромисс может быть найден в ближайшие месяцы. "Все понимают, насколько важно начать строительство в ближайшее время, - сказал он. ? Для мира неважно, кому будут принадлежать трубопроводы. Все хотят знать, когда мы начнем поставлять нефть на рынок".
Однако у правительства другие приоритеты в вопросе о выборе экспортных маршрутов. Ходорковский предлагает проложить нефтепровод в северный Китай. "Транснефть" считает, что лучше построить более протяженный, дорогой трубоповод в направлении Тихого океана, потому что это позволило бы России транспортировать нефть во многие страны. "Транснефть" говорит, что нефтепровод в направлении Находки принес бы Росии как финансовые, так и геополитические дивиденды. ЮКОС сомневается в том, что это маршрут будет выгодным.