В боях между "Фатхом" и "Хамасом" с пятницы погибло более 30 человек
"Что этим людям надо?" До последних часов Нассер Ибрагим эль-Обейд не верил, что столкновения между "Хамасом" и "Фатхом", продолжавшиеся уже около шести месяцев, станут столь ожесточенными. Но в воскресенье утром группа исламистских боевиков ворвалась в квартал Тель аль-Ава, где проживает наш собеседник, обстреливая фасады домов и выкрикивая лозунги против "Фатха" (партии президента Махмуда Аббаса).
"Почему они это делают? - удивляется пенсионер. - Здесь никто не занимается политикой. Здесь живут только старики вроде меня и безработные".
Начиная с пятницы более 30 палестинцев - в том числе двое детей - были убиты в ходе многочисленных столкновений. Около 60 прохожих были ранены, а 50 человек, связанных с этими партиями, были похищены своими противниками. Менее чем через неделю после встречи "последнего шанса" между Аббасом и Халедом Машалем, лидером политического крыла "Хамаса", находящимся в изгнании в Дамаске, мосты между двумя организациями, похоже, взорваны.
В последние часы вооруженные представители "Фатха" и "Хамаса" активизировались и начали применять мощные огнеметы, гранаты и даже минометы. На обычно оживленных улицах Газы движение практически прекратилось, а редкие прохожие прижимаются к стенам. Большая часть школ и университет Аль-Азхар закрыты. Органы управления функционируют в замедленном режиме, несмотря на объявление о выплате части заработной платы лояльным чиновникам после прихода к власти исламистской организации.
Несостоявшееся покушение на Аббаса
"Мы больше не верим обещаниям национального единства, - заявляет Мухаммед аль-Санна, стоя перед булочной, в которой нет хлеба. - Наши лидеры для удовлетворения собственного "я" втягивают нас в братоубийственную войну, которая выгодна только Израилю. Из-за них яд ненависти вносит раздор в наши ряды. Скоро Газа станет похожа на Бейрут в 1980 году". Это очень распространенный взгляд, если верить данным опроса, опубликованным в воскресенье университетом Аль-Наджаф в Наблусе (Западный берег реки Иордана), согласно которым 52% палестинцев считают, что "гражданская война уже началась".
В квартале Сабра, где преобладает "Хамас", дома, принадлежащие бойцам из "Фатха", были сожжены или взорваны. Так случилось и с квартирой, где проживал телохранитель Мухаммеда Дахлана (одного из руководителей "Фатха" в Газе), а также с домом Рашида Абу Шбака, главы палестинской Службы превентивной безопасности (SPSP), которая считается верной Аббасу.
Незадолго до этих терактов местная пресса писала, что в начале года SPSP обезвредила четыре бомбы, заложенные вдоль обычного пути следования бронированного автомобиля президента Палестинской автономии во время его приезда в сектор Газа. Дезинформация? Уверенность президентского окружения в возможности попытки убийства выросла после того, как в декабре 2006 года вооруженное подразделение "Хамаса" обещало ликвидировать Дахлана "и других предателей из американо-сионистской фракции" (т.е. "Фатха").
Пытка бутылкой
Но и "Фатх" тоже участил свои нападения на тех, кого он называет "шиитами" (членов "Хамаса"). В субботу и воскресенье в ходе похорон своих товарищей, погибших в боях в эти выходные, бойцы скандировали лозунги, обещая устроить "бутылку" премьер-министру Исмаилу Хании (из "Хамаса"). Это аллюзия на 1996-1997 годы, когда Ясир Арафат отдавал приказы об аресте тысяч исламских боевиков. В то время задержанных пытали в SPSP. Наиболее распространенная пытка состояла в том, что заключенного заставляли одним глотком выпить содержимое бутылки с лимонадом, а затем бутылку вставляли ему в задний проход.
На въезде в Газу вооруженные люди из "Сил специального вмешательства" (милиции из 3500 бойцов, подчиняющейся МВД, но контролируемой "Хамасом") установили укрепленные посты в нескольких десятках метров от постов официальных служб безопасности Палестинской автономии. Они постоянно находятся под прицелом.
На некоторых улицах снайперы заняли позиции на крышах. Стоит им выстрелить в воздух, как издалека им в ответ раздаются другие выстрелы, провоцируя панику среди прохожих, которые прячутся в дверных проемах или бросаются на землю, нетерпеливо ожидая, когда все успокоится.