Киберугроза - новый предлог, оправдывающий наращивание власти и прибылей частно-государственного "Государства национальной безопасности", утверждает обозреватель The Guardian Гленн Гринуолд. Так он комментирует публикацию The Washington Post, которая сообщила, что в ближайшие несколько лет штат "сил кибербезопасности" Пентагона будет увеличен более чем в 5 раз. The New York Times привела более конкретные цифры: сейчас в Киберкомандовании Пентагона 900 сотрудников, будет набрано еще 4 тыс. с лишним человек. "Киберкомандованием руководит генерал Кейт Александер, по совпадению глава Министерства национальной безопасности - глубоко засекреченного ведомства, которое шпионит за перепиской и разговорами иностранных граждан, а также граждан США", - говорится в статье.
По мнению автора, расширение Киберкомандования несет в себе огромную угрозу свободе интернета, тайне частной жизни и международному праву. "Как обычно, все будет делаться под покровом полномасштабной секретности и при минимальном или нулевом надзоре и подотчетности. И, как всегда, существует маленькая армия частных корпораций, которым эта экспансия выгодна больше всех", - пророчит автор.
Экспансию кибербезопасности продвигают, откровенно нагнетая страхи, полагает обозреватель. Так, в марте 2010 года The Washington Post опубликовала статью адмирала Майкла Макконнелла, топ-менеджера фирмы Booz Allen, которая представляет интересы ряда частных оборонных компаний. "Карьера Макконнела в последние 20 лет - и в Booz Allen, и в правительстве - была посвящена ускорению слияния правительства и частного сектора во всех сферах разведки, слежки и национальной безопасности", - утверждает автор. По его мнению, теперь Макконнел занялся "приватизацией государственного кибершпионажа и кибервойны".
Статью Макконнелла автор называет "максимально паникерской и истеричной". Адмирал заявлял, что хакерская атака посеет в США хаос, и предложил разработать "систему раннего предупреждения для мониторинга киберпространства", а также реорганизовать интернет, чтобы хакеров было проще обнаружить в географическом пространстве.
На той же неделе администрация Обамы "издала свой нагнетающий страхи указ об киберугрозах, изобразив США как беззащитную жертву киберагрессии", пишет автор. По его ощущениям, с тех пор запугивание обывателей только нарастает.
"Но, как обычно, в реальности все наоборот. Колоссальные новые ассигнования направлены прежде всего не на оборону от киберагрессоров. США сами - ведущий киберагрессор планеты", - говорится в статье. На взгляд автора, истинная цель - подкрепить способность США уничтожать другие страны кибератаками. Даже The Washington Post отметила, что один из главных элементов - "наступательные компьютерные операции против иностранных противников".
Именно США, а не Иран, Россия или террористы - впервые прибегли к изощренной и крайне опасной кибератаке, пишет автор. Он ссылается на статью Дэвида Сэнджера в The New York Times: "С первых месяцев в Белом доме Обама тайно приказал проводить все более изощренные атаки на компьютерные системы, которые управляют основными уранообогатительными комбинатами Ирана". Обама форсировал атаки даже после того, как вредоносная программа просочилась в интернет и обошла весь мир, добавляет Сэнджер.
Итак, США стали первой страной, применившей кибероружие против суверенного государства (совсем как атомную бомбу и беспилотники). Это значит, что США не вправе убедительно утверждать, будто в сфере кибервойны занимают оборонительную позицию. "Внедрив столь разрушительные вирусы, как Stuxnet и Flame, Америка сильно подорвала свое нравственное и политическое реноме", - написал эксперт Миша Гленни.
На взгляд автора, американские военные верны себе: "оборонный бюджет США в целом обосновывается утверждениями, что страна должна защищаться от нехороших агрессивных сил", а на деле призван гарантировать США статус "основной наступательной угрозы остальному миру". Точно так же США разрабатывают наступательное биологическое оружие. "В реальности США производят и продают больше оружия и бомбят больше государств, чем практически все остальные страны мира вместе взятые", - говорится в статье.
А в чем опасность планов Пентагона для тайны частной жизни и свободы интернета? В 2003 году Пентагон подготовил тайный доклад "Дорожная карта информационных операций" (Information Operations (IO) Roadmap), пишет автор. Ставилась задача превратить "информационные операции" в один из ключевых видов боевых действий, наравне с действиями в воздухе, на море и т.п. Заявлялось, что господствовать на информационном поле боя очень важно не только в военное, но и в мирное время.
Как сообщала в 2006 году BBC, авторы доклада признавали: информация, распространенная военными США в ходе психологической войны, попадает на мониторы и телеэкраны простых американцев. BBC также призывала задуматься над тем, что армия США хочет иметь возможность "вырубить" все телефоны, компьютерные сети и радары на планете.
С тех пор поступают бесчисленные сообщения о том, что США уничтожают тайну частной жизни и подрывают свободу интернета. В 2010 году замминистра торговли США Лоренс И. Стриклинг открыто объявил, что США перестанут "оставлять интернет в покое". По данным The Washington Post от 2010 года, Министерство национальной безопасности США перехватывает и хранит 1,7 млрд электронных писем, телефонных звонков и т.п.
Движущая сила - не только политическая власть, но и частный капитал, жаждущий наживы. Расходы на обычные вооружения слегка урезаются. "Что-то должно их заменить, и масштабные контракты в сфере "кибербезопасности" - самое подходящее. Практически все госпрограммы кибербезопасности осуществляются совместно с "партнерами из частного сектора", которым переводятся крупные суммы из казны", - пишет автор. По данным Business Week, Lockheed Martin Corp, AT&T Inc. и CenturyLink Inc. получат секретную информацию о киберугрозах и смогут перепродавать ее в форме "услуг инфобезопасности" другим компаниям.
Существует целая организация частных компаний (Intelligence and National Security Alliance, INSA), цель которой - сращивание частного и госсектора в кибершпионаже. Ее ранее возглавлял вышеупомянутый адмирал Макконнелл. "Как я детально описывал еще в 2010 году, одна из их главных задач - запугать страну гипотетическими киберугрозами, чтобы оправдать новые крупные ассигнования", - отмечает автор.
Кстати, эксперт Тим Шоррок утверждал, что Министерство национальной безопасности США - "пожалуй, лидирует среди ведомств в области аутсорсинга. Booz Allen - одна из, пожалуй, 10 крупных корпораций, играющих очень большую роль в разведке США". По оценкам Шоррока, частным корпорациям выплачивается "около 50% от нашего бюджета разведки (45 млрд долларов)".
Автор предостерегает, что, в отличие от государственных ведомств, частные фирмы не подвержены какому-либо контролю регуляторов.
Военно-промышленный комплекс живет тем, что все время насаждает страхи, и "киберугроза" - лишь очередной "образ врага", заключает автор. Истинная цель - не оборона от реальных киберугроз, а наращивание наступательного потенциала США, власть над интернетом и отток денег из казны в частный бизнес. "Государство национальной безопасности США" применяет эти уловки последние 60 лет.