В разгар холодной войны американские консерваторы частенько называли СССР "безбожной страной", вспоминает обозреватель The Washington Times Марк Беннетс.
Спустя 20 с лишним лет круг замкнулся, считает автор: "Кремль и его союзники в РПЦ обрушивают то же самое обвинение на Запад".
В послании к Федеральному собранию Путин изобразил Россию как непоколебимую защитницу "традиционных ценностей" от морально обанкротившегося, как он утверждает, Запада. "Экс-офицер КГБ уверял, что социальный и религиозный консерватизм - единственный способ не допустить сползание мира в хаотичную тьму", - говорится в статье.
Патриарх Кирилл вторит мнению Путина: он обвинил западные страны в причастности к "духовному разоружению" их граждан. Другие представители РПЦ заходят еще дальше, полагает автор. Так, Всеволод Чаплин заявил, что для христиан современный Запад - не лучше, чем СССР. В этой связи Беннетс напоминает: "По данным президентской комиссии от 1995 года, советские власти в 1917-1937 годах казнили около 200 тыс. священнослужителей и верующих".
Беннетс замечает: в первые 10 лет власти Путина почти не было попыток насаждать некие ценности среди россиян или читать морализаторские нотации Западу.
Однако после инаугурации в 2012 году "все более авторитарный лидер старается заручиться поддержкой консервативной, ксенофобской Центральной России", говорится в статье. Аналитики полагают, что сдвиг Путина был вызван массовыми акциями протеста 2011-2012 годов.
"Это реакция правительства на то, что модернизированные россияне стали более непокорными и независимыми, - говорит аналитик Маша Липман из Московского центра Карнеги. - Правительство сталкивает лбами консервативное большинство и либеральное меньшинство. В результате ярая антизападная идеология теперь превратилась едва ли не в государственную идеологию".
Правда, Липман полагает, что Путин остерегается слишком энергично выражать поддержку РПЦ - иначе та однажды оспорит его власть.