Не только конфликт на Украине напоминает о старой модели поведения Кремля - Россия буквально в промышленных масштабах шпионит за США и Германией, утверждает немецкая газета Frankfurter Allgemeine.
В начале этой недели в США по подозрению в шпионаже был арестован сотрудник филиала одного из российских банков Евгений Буряков, приехавший в Америку вместе с женой и двумя детьми в 2010 году, напоминают журналисты. Вместе с Буряковым американские власти арестовали еще двоих россиян, работавших в российском консульстве. Все они, по версии следствия, были агентами Службы внешней разведки России и занимались сбором секретной информации о возможных санкциях против российских банков, а также вербовкой молодых сотрудниц крупного нью-йоркского университета и сотрудников различных компаний, передает издание.
Руководил действиями Бурякова российский "торгпред" Игорь Спорышев, говорится в обвинении. Сотрудники ФБР следили за ними с весны 2012 года: с помощью прослушивания телефонных разговоров им удалось установить, что россияне договаривались о встречах с помощью условных сигналов при обсуждении фильмов и спортивных событий, а обмен информацией, спрятанной в журналах или пакетиках, происходил во время совместных прогулок на природе.
В целом, продолжают журналисты, после окончания холодной войны СВР практически не изменила своих методов и продолжает использовать в целях шпионажа не только официальных сотрудников, но и так называемых нелегалов - людей, имеющих различные легенды и фальшивые имена. К примеру, в ноябре 2014 года российские власти выслали из страны высокопоставленную сотрудницу немецкой дипмиссии. Чуть ранее Берлин предложил России отозвать одного из своих атташе в генконсульстве в Бонне. Последний был сотрудником военной разведки ГРУ и занимался сбором секретной информации военного характера, но однажды источник, которого пытался завербовать разведчик, сообщил обо всем в немецкую контрразведку, и та разоблачила шпиона. Примерно в то же время немецкие власти досрочно отпустили на свободу российскую шпионку Гудрун Аншлаг. Вместе со своим супругом они более 25 лет занимались шпионажем в Германии и переправили в Москву сотни документов с секретной информацией НАТО и ЕС, говорится в статье.
В последнее время немецкая контрразведка отмечает активизацию российских спецслужб, подчеркивает издание. Центром шпионажа является посольство РФ в Берлине: примерно треть из 120 работающих в Германии российских дипломатов работают на российские разведслужбы либо каким-либо образом связаны с ними, утверждают в Ведомстве по охране конституции Германии. Помимо этого, занимаются сбором разведданных сотрудники авиакомпании "Аэрофлот", различных российских новостных агентств, а источниками зачастую выступают журналисты, причем не только российские. Например, недавно выяснилось, что российские спецслужбы пользовались услугами итальянских журналистов.
Самыми приоритетными целями для российских шпионов в Германии является внешняя, оборонная, финансовая, энергетическая и европейская политика ФРГ. Сейчас наибольший интерес, по информации немецкой контрравездки, Россия проявляет к "отношению различных политиков, политических партий и общественных групп к экономическим санкциям против России, а целью являются депутаты Бундестага и сотрудники министерств". Тем не менее, шпионы, как правило, предпочитают выходить не прямо на них, а на сотрудников политических фракций, через чьи руки проходит делопроизводство. Также богатую сырьем Россию крайне интересует немецкая энергетическая политика: Москва хочет получить ответ на вопрос, как Германия, будучи одной из самых мощных экономик мира, собирается компенсировать отказ от ядерной энергии и какая роль при этом отводится возобновляемым источникам энергии, говорится в статье.
Несмотря на то, что при сборе секретной информации Россия делает особую ставку на информацию, полученную от агентов, применяет она и последние технические разработки. Так, в начале 2013 года появились сведения о широкомасштабном шпионаже российских спецслужб в киберпространстве против МИДа ФРГ, посольств в странах Восточной Европы и немецких министерств. Операция называлась "Красный октябрь", добавляет Frankfurter Allgemeine.