Дипломатическая неразбериха накануне мирных переговоров, которые должны начаться сегодня в Женеве, отвлекает внимание от важных перемен на поле боя и изменения в соотношении сил между покровителями и противниками сирийского правительства, считает обозреватель The Independent Патрик Кокбёрн.
Поддержка, которую ВВС России и США оказывают, соответственно, армии Асада и "Отрядам народной самообороны" сирийских курдов (YPG), обеспечивает этим войскам значительный рост огневой мощи и военной силы. Неудивительно, что эти силы одерживают победы над ИГИЛ (запрещено в РФ. - Прим. ред.) и оппозицией.
"Каким бы ни оказался исход войны, теперь мало кто ожидает поражения Асада, даже если его армия недостаточно сильна для решающей победы", - говорится в статье.
Сейчас и в Сирии, и в Ираке сирийская армия, YPG, иракская армия и ополчение иракских курдов пешмерга наступают на постоянные позиции ИГИЛ и других группировок вооруженной оппозиции. "Наземные войска идентифицируют цели, а авиация сравнивает их с землей, так что защитники, решаясь принять бой, терпят большие потери, а наступающие приканчивают уцелевших, отделываясь малой кровью", - говорится в статье.
По мнению Кокбёрна, эта тактика эффективна, но не гарантирует полной победы, поскольку те, кого атакуют с воздуха, могут рассредоточиться и перейти к партизанской войне. У иракской и сирийской пехоты недостаточно сил, чтобы перманентно занять захваченную территорию.
Массированное применение ВВС России и США, в свою очередь, преобразило политический ландшафт. "Сирийская проблема будет решена на поле боя", - говорит Фуад Хуссейн, глава администрации Масуда Барзани, президента Иракского Курдистана.
Хуссейн выделяет три этапа войны в Сирии: на первом все решали местные силы, на втором господствовали региональные игроки (Турция, Саудовская Аравия, Катар, Иран, "Хизбалла"). На третьем этапе США и Россия все больше контролируют ситуацию, что обнадеживает Хуссейна: "Если кризис будет урегулирован, то лишь путем соглашения России с США".
"Военные и дипломатические шаги России и США в Сирии - причудливая смесь сотрудничества с соперничеством, - комментирует автор: - наступление YPG на ИГИЛ западнее Евфрата в последние недели поддерживалось вначале ВВС США, а позднее российской авиацией. Зато в провинции Идлиб США снабжают вооруженную оппозицию, воюющую с сирийской армией, которую поддерживает Россия".
Военно-политическое вмешательство России и США сужает влияние региональных суннитских стран.
Если Турция направит свою армию на север Сирии, военный баланс там вновь может измениться. Хуссейн полагает, что теперь, при наличии ВВС и ПВО России, прямое военное вмешательство Турции маловероятно. Лидер сирийских курдов Омар Шейхмус предостерегает, что турки не станут сидеть сложа руки.
Местные сирийские силы и региональные державы не смогли прекратить сирийский катаклизм ни средствами войны, ни средствами дипломатии, заключает автор. "Подлинное продвижение к примирению зависит от действий США и России", - пишет он.