Вопрос, поставленный еженедельником "Афтаб", выглядел вполне невинным: "Если ислам является последней богооткровенной религией, почему мусульманские страны плетутся в хвосте современного мира?" Однако некоторые кабульские круги сочли эту ремарку богохульной, так как она ставила под сомнение ценность Корана. "Демократия требует жертв", ? спокойно отвечает "богохульник" Сайед Махдави, освобожденный после недельной отсидки в тюрьме. Молодой журналист, долго живший в эмиграции в Иране, пять лет изучал исламские науки. Он прекрасно понимал, что это его "если" разожжет страсти, и был готов драться: уже несколько недель он публикует статьи, в которых яростно нападает на кабульских полевых командиров, перекрасившихся в демократов.
Арбитр. На сей раз его осудили все ? от фундаменталистов до самых умеренных религиозных деятелей. Разгорелись довольно забавные дебаты о свободе печати. Речь шла не столько о сути вопроса, сколько о форме: ведь никто не терпит этой свободы. На самом деле каждый хотел утвердить свою власть. Верховный суд добился тюремного заключения для Сайеда Махдави и одного из его коллег. Министерство по делам культуры и информации добилось их освобождения. Трудная роль арбитра выпала на долю президента Хамида Карзая, который последовательно удовлетворил оба требования.
Сайед Махдави знает, что находится в опасности. Он почти удивлен тому, что его еще не убили: от защиты, предложенной ему министерством внутренних дел, он отказался. В окружении президента уверяют, что тюрьма была для него самым безопасным местом. Пресса обрушилась на него с нападками, в Кабуле были организованы демонстрации и возникла опасность большого пожара
Но дело было спущено "на тормозах": Хамид Карзай не хочет никого обижать. Министр информации Хамид Мубарес считает, что речь идет всего лишь об "ошибке молодости". Судья Верховного суда Ахмад Манави в качестве главного аргумента приводит тезис об угрозе дестабилизации страны. "Эти люди, вдохновляемые иностранцами, похоже, не знакомы с реалиями страны. Нам понадобится много времени, чтобы успокоить людей", ? сетует он, утверждая, что " в провинции по рукам ходят тысячи фотокопий статьи, демонстрируя, что центральное правительство ничего не контролирует и позволяет журналистам писать все, что им вздумается..." Манафи охотно играет в демократа, но недавние решения Верховного суда заставляют в этом усомниться.
Линия противостояния. В июне 2002 года возникло дело Симы Самар, министра по делам женщин, также подвергшейся обвинению в богохульстве. Спустя полгода в стране были запрещены иностранные кабельные телеканалы. Чаще всего религиозные сюжеты служат политическим целям: здесь проходит линия противостояния между традиционалистами и умеренными мусульманами. Сайед Махдави утверждает, что за ним никто не стоял, и что он действовал по своей инициативе. О том, что он шиит и близок к левым партиям, знают все. Малейшей искры достаточно, чтобы поджечь непрочное здание нового Афганистана. В этот раз каждая из сторон предпочла пойти на примирение. Но Махдави пообещал, что на этом не остановится. "Я не думаю, что "Афтаб" вновь начнет выходить. Но я не буду молчать".