Против него ведут борьбу. О нем говорят в суде. Его называют "стеной апартеида" (Абу Ала) и "стеной расизма" (Арафат). Но этот незаконный, по мнению ООН, 700-километровый барьер, который отделит Израиль от палестинцев, внедряясь вглубь их территорий, является весьма прибыльным бизнесом: стоимость одного километра стены составляет до миллиона долларов. Великая стройка Ближнего Востока - слишком выгодное предприятие, чтобы не попытаться принять в нем участие.
Уже давно ходили слухи о том, что палестинский премьер Абу Ала внес свой вклад в бетонирование границы. Теперь уже имеются доказательства того, что высокопоставленные палестинские чиновники из Рамаллаха продали израильтянам тысячи тонн цемента для строительства защитного барьера. Эти данные приведены в докладе палестинского парламента, переданном в прокуратуру. В документе содержатся некоторые подробности этого предприятия: свыше 5 миллионов долларов доходов, 5 привлеченных палестинских компаний, два палестинских министра, причастных к делу и ряд других громких имен: например, это Мухаммед Рашид, "главный казначей" Арафата. Целый ряд документов, доклад, лицензии, выданные правительством и письма к главе автономии Арафату вскрывают мханизмы этого "цементного скандала".
В этой истории фигурируют имена главных палестинских бизнесменов. Или правительственных чиновников. Ибо, как говорит историк Маркус Буиллон (наверное, крупнейший специалист по израильско-палестинской экономике), "тунисцы" (люди разделившие с Арафатом изгнание) формируют не только политическую элиту. Возвратившись в Рамаллах, они основали свои компании и монополизировали деловые контакты с Израилем именно благодаря отношениям, установившимся в ходе процесса мирного урегулирования". В какм-то смысле "цемент" стал продолжением бизнеса, начатого во времена Осло.
Египет, апрель 2003 года. Немецкий предприниматель еврейского происхождения Зеев Пельсинки, владелец трех различных фирм в Хайфе, приобрел у египетского предприятия Egypt Bany Swif 120 тысяч тонн цемента. Все шло гладко до тех пор, пока делом не заинтересовалась газета Al Arabi. "Комитеты против нормализации отношений с Израилем" осудили египетское "сотрудничество" в строительстве "расистской стены". Вмешалось правительство. Сделка была заблокирована. Но Пельсинки не сдается. А что если продолжить импорт цемента в Израиль через палестинские территории?
Пельсинки обращается к некоторым лицам. В частности, к министру по гражданским вопросам Джамалю Тарифи. Его семья владеет двумя крупными палестинскими цементными компаниями, Tarifi Company и Qandeel Tarifi Company For Cement. 30 сентября брат министра Джамиль и Зеев Пельсинки встречаются в Каире: они подписывают контракт на поставку 20 тыс. т цемента. Необходимо разрешение палестинского министерства экономики, удостоверяющее, что груз не окажется в Израиле. Тарифи берет документ с собой. Разрешение подписывается у него на дому министром экономики Махером аль-Масри, отпрыском одной из известных палестинских торговых династий. Марка цемента - Port Land international. Как и тот, что используется при строительстве защитного барьера.
Когда об этой сделке заговорили египетские газеты, кое-кто зашевелился и в Рамаллахе. Хасан Крейш, известный критик коррупции в палестинской администрации, заместитель председателя палаты депутатов, добивается создания Комиссии по расследованию. Семь месяцев работы. В заключительном докладе Комиссии говорится о том, что из Египта на палестинские территории было импортировано 420 тыс. т цемента марки Port Land international, из которых лишь 33 тыс. т были использованы в гражданских целях, все остальное было перепродано израильтянам. Помимо предприятий Тарифи и предпринимателя из Газы Юсефа Бараке, к египетскому экспорту причастны и Главное управление палестинских торговых услуг. Это своего рода государственная финансовая структура, используемая "главным казначеем" Арафата Мухаммедом Рашидом - единственным, кто, по слухам, имеет доступ к его счетам. Однако в докладе, по причине недостатка фактов или смелости, его имя не упоминается ни в связи с Пельсинки, ни в связи с другими компаниями, участвующими в строительстве стены.
Речь идет о цементе, оплаченном по твердой цене (22 доллара за тонну), установленной Парижскими соглашениями 1993 года, которые были подписаны между Израилем и палестинцами в целях налаживания сотрудничества в регионе и скорейшего восстановления экономики оккупированных территорий. Палестинцы за свои услуги просили от 12 до 15 долларов за тонну. И заработали 5,6 млн долларов. Естественно, освобожденных от налогов. Грузовики проходили через таможню, но никто и не вспомнил о том, что надо бы заплатить 1,7 млн долларов в казну Рамаллаха.
В письме от 11 сентября 2001 года глава правительственного контрольного ведомства Джарар аль-Кидве писал раису: "Ваше превосходительство, брат президент. Брат Махер аль-Мари, министр экономики, подписал разрешение на импорт 20 тыс. тонн цемента из Египта. Наши египетские братья поделились с нами подозрением, что этот цемент может быть доставлен другой стороне. Мы выяснили, что цемент поставляется через пункт Оджа. Там груз переписывается на имя израильского бизнесмена и сразу же отправляется в район Зеленой линии. Нам стало известно, что этот цемент той же марки, что и тот, что используется для цементных плит израильской стены безопасности".
И как же поступает Арафат? Аль-Кидве утверждает, что он поручает Абу Але расследовать данный факт. Но пока в Гааге готовился процесс против "стены", министерство выдало еще одно разрешение на доставку груза из Египта.
Рамаллах, Gran Hotel Park, конец июня. Хасан Крейш, депутат, который на протяжении семи месяцев делал все возможное, чтобы разгорелся скандал, передает представителям прокуратуры четыре папки. Депутат прекрасно понимает, что это дело может быть использовано в политических целях. "Мне угрожали. Но не думаю, что меня могут убить, - говорит он. - Есть и другие способы меня остановить". Он не наивный человек и не святой. Он улыбается. "Только представьте себе: в то время как никто и пальцем не пошевелил, чтобы задержать палестинских капиталистов, мы арестовали нескольких несчастных, которые были подручными рабочими на строительстве стены. И даже назвали их коллаборационистами".