В то время как "оранжевые революционеры" балуют своих детей, многим украинцам приходится отказываться от сладкого
Место для стоянки было выбрано плохо. Безбожно дорогой BMW M6 настолько перегораживал узкую улицу в центре Киева, что другим машинам приходилось объезжать его по тротуару. Казалось бы, это дело дорожной полиции, но не тут-то было. Глаза у закона оказались подслеповатыми. Нет, дело, конечно, не в личности господина, который вышел из роскошного автомобиля, а был это Андрей Ющенко - сын украинского президента и героя революции.
Символичное нарушение правил парковки
Нарушение правил парковки 19-летним отпрыском известного политика превратилась в скандал национального масштаба - со злобными подозрениями и еще более злобной подозрительностью, с рассерженной общественностью и еще более рассерженным президентом. Скандал с неправильной парковкой стал символом всех противоречий и контрастов, которые существуют на Украине спустя восемь месяцев после мирной революции ноября 2004 года.
С одной стороны, это горькое, но неопровержимое признание: многие из "оранжевых революционеров" боролись против представителей старого режима прежде всего для того, чтобы занять их место у государственной кормушки. Многих бывших соратников и финансистов Ющенко обвиняют в том, что они делают деньги на своих новых должностях в правительстве.
Расплачиваться приходится старикам
То, что звучит абстрактно, обычно имеет конкретные последствия. Галина Иванова еще в ноябре стояла на киевской площади Независимости и кричала: "Ю-щен-ко!", пусть даже отсутствие половины зубов ей в этом сильно мешало. Сейчас пенсионерка, согнувшаяся под тяжестью прожитых лет, сидит с лотком сигарет на Бессарабском рынке, в пяти минутах ходьбы от площади Независимости, и жалуется. "Цены на сахар взлетели до небес, а сейчас как раз сезон заготовок, когда нужно наварить варенья на зиму. Виновники сидят в правительстве и жируют, а расплачиваться нам", - шепелявит бабушка.
Хорошо зарабатывает на высоких ценах на сахар - такова народная молва - кондитерский и сахарный магнат Петр Порошенко. Предприниматель, который, судя по его фигуре, не пренебрегает собственной продукцией, в прошлом году получил прозвище "денежный мешок революции". Сегодня он, будучи главой Совета безопасности, является одним из ключевых политиков новой Украины. Поэтому совершенно логично, что народные избранники в парламенте столь буквально восприняли обязанность заботиться о населении, по крайней мере, в том, что касается здоровья зубов. Депутаты сделали все, чтобы высокие протекционистские пошлины защитили народ, который они представляют, от дешевого импортного сахара, а производителей отечественного сахара - от снижения прибыли.
Пустячок, а приятно
Поэтому неудивительно, что простой украинец, посаженный на урезанный сахарный паек, завидует сладкой жизни президентского сына с его BMW за 130 тысяч евро. Тем более что сынок позволяет себе и другие приятные пустяки вроде еще одного роскошного немецкого автомобиля со звездой на капоте и регулярных посещений самых дорогих ресторанов города, где только чаевые многократно превышают среднюю зарплату в стране. О нем ходят и другие, еще более гадкие слухи, касающиеся вещей интимных, говорить о которых просто неприлично.
Можно подумать, что это такое же болото, как до революции. Но не надо делать поспешных выводов. Избалованные сыночки и борцы с сахаром или нефтью в правительствах - это вовсе не украинский феномен. Новое на Украине - это то, что после революции можно открыто говорить и писать в СМИ о скандалах и ошибках.
Когда недавно в Москве сын министра обороны Сергея Иванова, превысив скорость, задавил в центре Москвы женщину, об этом сообщили лишь несколько несгибаемых газет, которые мало кто читает, картина повторилась, когда следствие в отношении сыночка тихонько прекратили. То, что второй сын Иванова в 24 года стал заместителем директора контролируемого государством "Газпромбанка", в Москве тоже является запретной темой.
Государственный разбой
Управляемые российские СМИ искусно используют скандалы в Киеве, чтобы пробудить впечатление, будто после победы демократов украинцам живется, как римлянам после вторжения гуннов, тогда как Россия - это оплот добропорядочности и стабильности. Коварная тактика: если в Москве цензура не дает ведущим СМИ рассказывать о повсеместно распространенных скандалах и беспрецедентной коррупции, поэтому там на первый (теле)взгляд царит порядок, то новая открытость на Украине делает все для того, чтобы даже мелкие скандалы подробно обсуждались.
Даже когда недавно Ющенко распустил ненавистную дорожную полицию, которая как в России, так и на Украине занимается санкционированными на государственном уровне поборами на дорогах, российское государственное телевидение представило этот шаг, радостно воспринятый населением, как трагедию для Запада, несущую хаос и анархию.
Лучше народный праздник, чем Народная палата
Драка в Раде, украинском парламенте, где в ход пошли кулаки и микрофоны и немало микрофонов и костюмов пострадало, сделала бы честь любому солидному народному празднику в Баварии, язвило российское телевидение. Но если посмотреть на политически кастрированное и абсолютно инертное поведение российской Госдумы (где, по словам ее председателя, не место для политических дискуссий), то любой человек в Москве позавидует спорам в киевском парламенте. Поэтому там охотно прощают депутатов, если дело вдруг доходит до драки - по принципу: "Лучше народный праздник, чем Народная палата".
Тогда как его политические коллеги в России, как правило, считают ниже своего достоинства допустить даже постановку критических вопросов, Ющенко после обвинений в адрес старшего сына хотя бы на них ответил: роскошный автомобиль не принадлежит его сыну, "он арендует его за деньги, и для этого у него достаточно собственных средств". У Ющенко-младшего имеется собственное предприятие, и он работает в консалтинговой фирме. Его сын, по словам президента, человек верующий и порядочный. В отличие от журналиста, который заварил своими статьями эту кашу. Он, сказал президент, это "киллер".
Большой промах. Однако промахнуться может только тот, кто достаточно открыт, чтобы допускать критические вопросы. Никто и не ожидал, что на следующий день после революции из аппаратчиков и бывших комсомольцев получатся образцовые демократы. И поэтому то, что сегодня кажется недостатком, и есть настоящий успех революции: о скандалах и неудачах как минимум сообщается в СМИ, а коррупция и произвол чиновников не считаются, как в Москве, обычным явлением, которое уже практически никого не возмущает. Сейчас все зависит от Ющенко, сможет ли он умерить аппетиты своих аппаратчиков и предотвратить скатывание к недемократическому поведению. Удается ли ему это, вопрос пока что открытый.
"Давайте любить друг друга!"
Люди все больше теряют терпение. Поэтому никого не удивляет, что "оранжевые революционеры" хотят хотя бы немного подсластить своему народу его горькую жизнь в условиях сахарного кризиса. На всех улицах в Киеве висят плакаты, оплакивающие сокращение населения. "Нас должно быть 54 миллионов", - гласит надпись, выполненная в бледно-лиловом тоне, или: "Стране нужны космонавты!". А внизу крупными буквами красуется недвусмысленно двусмысленный призыв к действиям: "Давайте любить друг друга!"