Аресты, штурм офиса, фальшивая газета - так белорусский диктатор борется с польским национальным меньшинством
За громадным памятником Ленина в центре Гродно на летнем ветру развевается красное советское знамя. Как во времена Брежнева, повсеместно солдаты патрулируют сверкающие чистотой улицы города. "Что нового в Варшаве?" - по-польски спрашивает неподалеку от белорусского здания КГБ 29-летний Станислав. Сейчас белорус польского происхождения предпочел бы не ехать в соседнюю страну. "Кто знает, удастся ли вернуться обратно", - говорит он.
В Белоруссии живет около 5-10% поляков. Только среди 300 тыс. человек, проживающих в пограничном городе Гродно, каждый четвертый - поляк. Поляки переживали здесь тяжелые времена не только во время немецкой оккупации, но и после войны, вздыхает пожилая женщина, прогуливающаяся после вечерней мессы в католической церкви по Советской площади. Ее брата застрелили немцы, после 1945 года советская власть "всю интеллигенцию" отправила в Сибирь или уничтожила. Только во времена перестройки и "благодаря Горбачеву" поляки в Гродно в конце 80-х годов смогли "выкупить у советской власти" свои церкви, монастыри и школы, рассказывает женщина в бледно-зеленом костюме: "Теперь мы можем исповедовать свою веру, говорить на своем языке. Хотя здесь нет такой свободы, как на Западе".
И на самом деле, давление на поляков в ставшей в 1991 году независимой Белоруссии в последние недели становится все сильнее. Польское национальное меньшинство никогда "не выказывало никаких политических амбиций", уверяет Йозеф Поржецки, заместитель председателя "Союза поляков в Белоруссии" (PZB). "Однако наше стремление говорить на польском языке и поддерживать свою культуру здесь считают политикой". Власти пытаются уничтожить PZB.
Авторитарный президент Белоруссии Александр Лукашенко после своего прихода к власти в 1994 году заставил замолчать оппозицию, ликвидировал профсоюзы, задавил независимую прессу. Однако национальные меньшинства могущественный человек в Минске долго не трогал, он позволил PZB при участии Варшавы открыть две польские школы. Однако проблемы начались, когда PZB не выбрало на новый срок своего бывшего председателя Тадеуша Кручковски, у которого была договоренность с властью. Гнев минского автократа обрушился на новое правление PZB со всей силой.
Правосудие даже своевременно убрало с дороги некоторых конкурентов угодного режиму Кручковки, арестовав их перед выборами нового председателя, в их числе был Юзеф Пожецкий. Однако даже поддержка государственных структур не помогла окончательно дискредитированному функционеру, которого подозревали в том, что он работает на КГБ, остаться на своем посту. После того как делегаты PZB вместо Кручковски выбрали председателем педагога Анжелику Борис, министерство юстиции в мае сразу объявило выборы недействительными.
Помимо этого, уже на протяжении месяцев производились произвольные аресты членов правления PZB, сыпались угрозы, часами велись допросы и активная кампания в СМИ. Но это еще не все. В то время как польское объединение уже не могло печатать и официально распространять свою газету, КГБ попыталось посеять в рядах польского меньшинства смятение, подделав несколько номеров газеты Glos znad Niemna. "Верните полякам их голос", - призывает плакат, с помощью которого редакция настоящей газеты в начале июля на площади Ленина выразила свой протест против дерзкой кражи названия.
Акция протеста, грубо подавленная полицией, продолжалась всего минуту. Редактор Анджей Писальник говорит, что штраф в 2500 долларов, который ему вменили, равен его годовой зарплате. Все значительные оппозиционные организации в стране уже ликвидированы. "Мы самая большая, которая еще существует", - объясняет журналист. С недавних пор PZB печатает настоящий Glos znad Niemna в Польше и распространяет газету из-под полы: "Если бы не солидарность Польши, то нас бы давно уже не существовало".
Однако Лукашенко, кажется, полон решимости вернуть контроль над PZB. После того как во вторник Писальник и Пожецкий снова были арестованы, милиция в ночь на четверг ворвалась в "Польский дом" в Гродно и арестовала несколько десятков активистов. В то время как по государственному телевидению было объявлено, что Анжелика Борис якобы исключена из PZB, фаворит Лукашенко Кручковски под охраной КГБ и милиции вернулся в PZB. "Предатель, предатель!" - ругали возмущенные демонстранты главу PZB, который назначил себя сам.
В четверг министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд объявил о санкциях против Белоруссии в связи с усилением конфликта и отозвал польских послов из Минска. А польское меньшинство в Белоруссии ввиду усиливающихся репрессий все больше отчаивается и не знает, что делать.