Commerzbank пытается ограничить ущерб от расследования в связи с отмыванием денег, который уже привел к одной отставке на высшем уровне. Немецкая прокуратура и регулирующие органы исследуют, не проигнорировал ли четвертый по величине в стране банк в ходе рыночной капитализации потенциально незаконные моменты в связи с инвестициями в российский телекоммуникационный бизнес.
Вчера Commerzbank сделал заявление, в котором говорится, что член правления Андреас де Мезьер ранее в этом месяце ушел в отставку, потому что в ходе расследования было установлено, что он "не выполнил своих функций наблюдателя". В заявлении банка говорится, что это произошло еще до того, как его руководству стало известно о начале прокуратурой Франкфурта расследования в связи с отмыванием денег. На прошлой неделе прокуратура провела обыск в офисах банка.
Немецкое агентство BaFin, регулирующее работу финансовых рынков, рассматривает три подозрительных счета в банке. Следователи выясняют, не скрыл ли Commerzbank того факта, что пакет акций российских компаний телекоммуникационного бизнеса (владельцем которых с 1996 по 2001 год якобы был банк) на самом деле принадлежали Джеффри Гальмонду, датскому юристу и инвестору. Агентство также хочет установить, имеются ли в банке адекватные механизмы борьбы с отмыванием денег.
Речь идет о контрольном пакете акций ОАО "Телекоминвест", холдинговой компании из Санкт-Петербурга, которой принадлежало множество активов в российском телекоммуникационном бизнесе. Эта компания была основана в 1994 году Леонидом Рейманом, нынешним министром телекоммуникаций, в то время руководившим государственной телекоммуникационной компанией в Санкт-Петербурге.
Прокуратура Франкфурта и Цюриха расследует, являлась ли эта компания частью сети, которая занималась перенаправлением активов российских государственных компаний.
Пресс-секретарь Commerzbank выразил мнение, что против де Мезьера нельзя выдвинуть никаких уголовных обвинений.
Прокуратура же заявляет, что слишком рано снимать с него подозрения в отмывании денег. "В ордере на обыск Commerzbank имя Андреаса де Мезьера значилось как имя основного подозреваемого", - сказала пресс-секретарь прокуратуры Дорис Меллер-Шой.
Это дело может также вызвать вопросы в отношении главы Commerzbank Клауса-Петера Мюллера. Согласно свидетельским показаниям по связанному с этим гражданскому делу, он первоначально организовал схему, в отношении которой ведется расследование. Нам не удалось связаться с Мюллером для получения комментариев.
Commerzbank заявляет, что пять нынешних и бывших сотрудников находятся под следствием по обвинению в отмывании денег. Помимо де Мезьера, прокуратуру интересуют Торстен Эрдман, представитель банка в Узбекистане; Уве Енсен, представитель руководства, находящийся в отпуске с того момента, как в прошлом году в банке было начато внутреннее расследование; Майкл Норт и Вадим Виноградов, которые уволились из банка в 2002 году и перешли на работу в компаниях, принадлежащих Гальмонду. Ни с кем из них связаться не удалось.
Следователи занимаются контрольным пакетом акций люксембургской холдинговой компании First National Holdings, который принадлежал Commerzbank с 1996 до 2001 года. За этот период в пресс-релизах банка и официальных заявлениях он назывался владельцем акций. First National, в свою очередь, принадлежит контрольный пакет акций "Телекоминвеста".
В заявлении, сделанном в четверг, Commerzbank признал, что никогда не являлся основным владельцем акций First National, но выступал в качестве номинального владельца. Гальмонд сказал, что использовал Commerzbank, чтобы сохранить анонимность.