23-летний Ийяд Акмуш Канум узнал, каковы границы суверенитета, в понедельник, когда американские прокуроры отказались выполнить предписание иракских судей и освободить его от ответственности по делу о покушении на убийство военнослужащих коалиции.
Американские прокуроры заявили, что ему предстоит вернуться в пресловутую тюрьму "Абу Грейб", так как по Женевской конвенции они не подчиняются иракским законам.
В нескольких сотнях метров от места, где глава временной администрации Пол Бремер в понедельник официально завершил американскую оккупацию Ирака, Канум, заключенный номер 27075, скованный наручниками, ежился в зале Центрального уголовного суда, где иракцев судили за нападения на войска коалиции.
"Иракцы, взятые под стражу как представляющие угрозу безопасности, могут оставаться под арестом, пока, во-первых, коалиция не уйдет, и во-вторых, их не перестанут считать представляющими угрозу", - заявил Майкл Франк, заместитель специального прокурора Многонациональных сил в Ираке (MNFI), который осуществлял надзор за делом, облачившись в военную форму.
Обвинители полагают, что Канум находился в автомобиле, из которого велась автоматная стрельба по иракским солдатам и военнослужащим коалиции на окраине Багдада. Канум отрицает обвинения и утверждает, что речь идет об ошибочной идентификации личности.
Центральный уголовный суд является юридическим гибридом, созданным при американской оккупации, где американские юристы готовят дела для иракских прокуроров, которые представляют их иракским судьям, в свою очередь, выбранным коалицией.
Он рассматривает дела, основываясь на иракском законодательстве и указах коалиции.
Несмотря на окончание американской оккупации, американские прокуроры заявили, что суд не изменится и после передачи власти.
Он был создан Бремером в июне прошлого года для проведения "важных процессов, касающихся безопасности", и предоставляет военнослужащим оккупационных сил право давать показания, не покидая "зеленую зону". В этом суде на скамье подсудимых предстоит оказаться и Саддаму Хусейну.
Многие иракцы считают Центральный уголовный суд порождением оккупации. По их мнению, он должен прекратить свое существование, поскольку США передали суверенитет иракцам.
Иракский адвокат Фейсал Эстрабади заявил вчера, после отказа освободить Канума: "Если иракские суды оправдывают человека, его должны освободить. Все остальное является нарушением суверенитета. Ирак нельзя превращать в одну большую базу Гуантанамо".
Он добавил: "Женевская конвенция с 10:26 сегодняшнего дня неприменима. Согласно резолюции ООН, оккупация закончена, и законы военного времени больше не действуют".
Однако Франк заявил, что предпринимаемые меры необходимы, так как судьи и прокуроры неохотно осуждают иракцев за нападения на коалиционные войска.
Другой прокурор, американец египетского происхождения Махер Солиман, также выразил свое недовольство.
"Мы могли создать собственный военный суд и выносить приговоры, которые мы считаем уместными, - заявил он. - Мы не захотели это сделать. Мы хотели, чтобы судом руководили иракцы". Солиман изначально заключил контракт как следователь тюрьмы "Абу Грейб".
По законам, введенным коалицией, незаконное владение оружием предусматривает лишение свободы как минимум на 30 лет, а максимальным сроком является пожизненное заключение, но иракские судьи приговаривают заключенных всего в шести месяцам тюрьмы. "У нас нет ощущения, что они чистосердечны", - заявил Франк.
Недавно вокруг суда разгорелись споры после того, как он выпустил ордера на арест духовного лидера Муктабы аль-Садра и 15 членов Иракского национального конгресса Ахмеда Чалаби по обвинениям в финансовых махинациях и похищениях людей. На прошлой неделе суд выпустил ордер на арест еще одного члена Управляющего совета, Карима Мухаммедави, выступившего в поддержку Садра.