Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 июня 2004 г.

Антон Ла Гардиа | The Telegraph

Насилие вынудило американцев действовать по плану, предложенному Британией в прошлом году

За месяц до войны в Ираке сотни американских чиновников тайно собрались в одном из вашингтонских залов на "скальное бурение", как американские военные называют совещания по разработке сценариев, чтобы решить, как управлять Ираком после падения Саддама Хусейна. В совещании участвовала небольшая группа британцев, предложивших варианты создания международной администрации сроком на два года, основываясь на опыте Камбоджи, Восточного Тимора и Косово.

Но на совещании, прошедшем под председательством Джея Гарнера, отставного американского генерала, который впоследствии стал первым американским губернатором в Ираке, британская делегация поняла, что у Америки совсем другие соображения по поводу Ирака.

"Участие ООН не предполагалось. Им должны были управлять оккупационные войска, - вспоминает один из участников. - Мы были в ужасе, но нас переубедили. Гарнер хотел сделать то, что правильно, для иракского народа.

"Мы спросили: "А как быть с международным правом?" И услышали в ответ: "Легитимность создается актом свержения Саддама Хусейна".

Военной операцией по свержению режима баасистов можно восхищаться за ее быстроту, но почти с первого дня после сокрушения статуи Саддама Хусейна в Багдаде было ясно, что союзникам не удается осуществить свои планы, касающиеся послевоенного периода.

Коалиции не удалось остановить разграбление страны, беззаконие, обернувшееся полномасштабным вооруженным восстанием против оккупации. Союзники уклончиво говорили о том, как и когда власть будет передана иракскому правительству.

Это был не просто вопрос о вере Америки в свою способность сделать это без международной поддержки.

Гарнер предложил свои планы на случай развития событий по наихудшему сценарию. На основе опыта войны против Ирака в 1991 году он готовился к массовому исходу беженцев, а не к мародерству и коллапсу управления. В отличие от военных, которые разрабатывали свои планы в течение года, у Гарнера было на подготовку лишь несколько недель.

Это отчасти объясняется нежеланием Пентагона вредить своим военным замыслам описанием трудностей управления Ираком после отстранения Саддама от власти.

Америка считала или убедила себя в том, что унаследует действующую бюрократию, а иракские войска перейдут на ее сторону. Главной проблемой были непрекращающиеся междоусобицы в Вашингтоне, затруднявшие принятие практически любого решения.

По словам американских источников, Пентагон запретил Гарнеру привлекать Томаса Уоррика, чиновника Госдепартамента, более года работавшего в проекте "Будущее Ирака", которому организации изгнанников представляли подробные доклады по ряду проблем, от создания новой судебной системы до экономической реформы.

Гарнер планировал передать власть временному правительству, возглавляемому изгнанниками, в июне прошлого года. Но президент Джордж Буш неожиданно сменил его из-за хаоса в Багдаде и среди сотрудников Гарнера.

Пол Бремер, бывший дипломат, связанный с республиканской партией, был введен в игру как политический тяжеловес. Бремер взял всю власть в свои руки, решив, что изгнанники "не являются представителями иракского народа".

Через несколько дней после его прибытия в Ирак Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой Америка и Британия были названы "оккупантами".

Вдохновленный примером американской оккупации Германии и Японии, Бремер принял одно из первых и наиболее спорных решений о роспуске сил безопасности эпохи Саддама и запрещении десяткам тысяч высокопоставленных членов партии "Баас" поступать на государственную службу.

Это был иракский эквивалент "денацификации". Но в Ираке в результате появилось большое количество недовольных вооруженных людей, преимущественно суннитов.

Британцы были в ужасе, но сэр Джереми Гринсток, специальный посланник Тони Блэра в Багдаде, не делал секрета из того, что Британия является "младшим партнером".

Британцы противились идее о передаче власти Ахмеду Чалаби, лидеру Иракского национального конгресса, которому они не доверяли, но теперь их беспокоило то, что оккупация может затянуться.

Они пытались сделать оккупацию международной через черный ход, побуждая ООН ввести в игру посланника Сержиу Виейра ди Меллу, который бы действовал, используя свое влияние, не имея официального поста. Но 19 августа прошлого года грузовик, начиненный взрывчаткой, уничтожил штаб-квартиру ООН. В результате погибло 22 человека, включая специального посланника.

"Это была настоящая катастрофа, - заявил один из британских чиновников. - Именно тогда мы поняли, что имеем дело с серьезным сопротивлением".

Бремер предложил план из семи пунктов по созданию нового правительства, в который входило создание Управляющего совета из 25 человек, который консультировал бы коалицию и назначал министров.

Ключевым моментом было написание иракцами новой конституции, которая затем была бы ратифицирована всенародным голосованием. Она создала бы базу для всеобщих выборов правительства, имеющего всю полноту власти.

Он заявил конгрессу, что у назначенного правительства не будет достаточной легитимности, добавив: "Ускорение процесса было бы опасным".

Но к ноябрю, когда взрывы и обстрелы участились, Бремер пошел по самому короткому пути. Он объявил, что коалиция передаст власть временному правительству к 30 июня и не будет ждать написания конституции. Этот процесс будет длительным, учитывая то, что шииты требуют избрания тех, кто будет писать документ.

Но новый план избрания правительства региональными "фракционными совещаниями" пока наталкивается на сопротивление шиитов во главе с аятоллой ас-Систани, который настаивает на выборах ради консолидации власти шиитского большинства.

Новый посланник ООН Лахдар Брахими был отправлен в Ирак, чтобы ответить на "главный вопрос" аятоллы ас-Систани: можно ли провести выборы до 30 июня?

Брахими ответил отрицательно. Он предложил передачу власти по плану, но проведение выборов в январе 2005 года.

Временное правительство, которое просуществует всего семь месяцев, согласилось не принимать долгосрочные решения, касающиеся "судьбы" Ирака. После выборов "переходное" правительство напишет проект конституции. Выборы постоянного правительства пройдут до конца 2005 года.

Это напоминает разработанный Брахими более давний план ООН о смене правительств в Афганистане, согласно которому каждая новая администрация становится все более легитимной.

Но, в отличие от Афганистана, в Ираке нет явного эквивалента Хамиду Карзаю. Единственной политикой является позиция "Кто угодно, но не Чалаби".

Брахими провел в Багдаде несколько недель в поисках политических талантов, прежде чем заявить о своей поддержке Айяда Алауи в качестве премьер-министра и Гази аль-Явара в качестве президента.

Результат, который приветствовали многие, породил резолюцию Совета Безопасности ООН. Но среди британцев преобладает раздражение из-за года упущенных возможностей.

Один из них заявил: "Временное правительство могло бы быть у нас год назад, если бы нас послушались и привлекли ООН с самого начала".

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru