Второй план Кофи Аннана предусматривает создание в Сирии правительства национального единства, состоящего наполовину из оппозиционеров, наполовину из представителей режима Асада. Трудно представить, как они сядут за один стол, пишут наблюдатели. Оппозиция настаивает на уходе Асада, но, возможно, он пока остается: вообще-то Запад больше интересует нефть Персидского залива, а Россия ведет собственный торг в рамках закулисной сделки.
Согласно новому плану мирного урегулирования, разработанному Кофи Аннаном, в Сирии должно быть сформировано переходное правительство, состоящее наполовину из оппозиционеров, наполовину из представителей режима Асада, пишет Frankfurter Rundschau. По словам журналистки Юлии Герлах, у такого "правительства национального примирения" есть некоторый шанс на успех, потому что Россия выказала Аннану свою поддержку.
Однако Москва хочет, чтобы в Женеве в заседании, где будет обсуждаться план, принял участие Иран. В списке приглашенных нет и Саудовской Аравии. Кроме того, открытым остается вопрос, кто будет представлять оппозицию, которая без давления со стороны Асада давно бы переругалась между собой, и кто из представителей действующей власти готов поучаствовать в деятельности переходного правительства, открыто отказавшись от связей с Асадом, говорится в статье.
Параллельно с усилиями Аннана и подготовкой к субботнему саммиту по Сирии Турция начинает стягивать к границе Сирии тяжелые вооружения, добавляет издание.
По словам Гюнтера Нонненмахера, члена редколлегии Frankfurter Allgemeine Zeitung, первый план Кофи Аннана был утвержден, когда "динамику гражданской войны уже было не остановить". Предложение о переходном правительстве, внесенное Аннаном перед субботней конференцией в Женеве, также поступило слишком поздно.
"Трудно представить себе, что кто-то из воюющей оппозиции проявит готовность сесть с Асадом и его людьми за стол переговоров и, тем более, вместе управлять страной. Такая же иллюзия - мысль о том, что Асад, называющий воюющую оппозицию бандами террористов, будет готов пойти со своими противниками на компромисс", - объясняет автор. Даже если Россия откажется от поддержки Асада, это будет серьезный удар для режима, но не конец гражданской войны.
Между тем министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что согласия по какому-либо тексту соглашения по Сирии не достигнуто, пишет издание Le Temps. Россия, прежде всего, недовольна тем, что текст, составленный командой Кофи Аннана, просочился во все международные СМИ.
В документе говорится, что из правительства должны быть исключены фигуры, которые могут поставить под сомнение легитимность правительства и обесценить усилия по примирению. Ранее Чуркин говорил, что Москва не замужем за Асадом, однако Россия повторяет, что не готова способствовать его уходу. Лавров настаивает, что международное сообщество должно ограничиться помощью по прекращению насилия в Сирии, а также по принятию плана Асада оппозицией.
Принимая во внимание сдержанную позицию России, остается узкое пространство для маневра, заключает автор. К тому же многие члены сирийской оппозиции заявляют, что не будут соблюдать новый план, если он не предусматривает уход Асада.
Обозреватель The Guardian Саймон Тисдолл рассуждает на тему "Отчего Вашингтон и Москва хотят заключить закулисную сделку по сирийскому вопросу". "Задача - склонить Асада к отставке и заменить его временным правительством, которое включало бы все политические силы и было бы способно предотвратить сползание к полномасштабной гражданской войне", - говорится в статье.
Самая острая потребность в договоренности - у американской стороны: во время суровой предвыборной борьбы Обаме весьма пригодится крупное достижение на международной арене. Стабилизировав ситуацию в Сирии при потенциально более сговорчивом режиме, Обама, возможно, надеется ослабить требования Израиля и к Израилю атаковать ядерные объекты Тегерана этой осенью.
Россия, со своей стороны, хочет сохранить влияние в Сирии, предотвратить повторение ливийского или иракского сценария, самоутвердиться в качестве крупной мировой державы и поправить свою репутацию в странах Персидского залива.
Сегодняшняя встреча госсекретаря Клинтон с Лавровым может стать "похоронным маршем" для режима Асада. При этом, по мнению Тисдолла, и Обама, и Путин настороженно относятся к сирийской оппозиции и равнодушны к чаяниям сирийского народа. Если закулисная сделка будет заключена, то не с целью строительства сирийской демократии, а с целью устранения проблемы, нарушающей миропорядок в понимании Вашингтона и Москвы, заключает автор.
Возможно, Башар Асад пока останется у власти с молчаливого согласия западных лидеров, которые жаждут проложить через Сирию новые трассы для транзита нефти в Европу, утверждает обозреватель The Independent Роберт Фиск. По словам источника издания, Америка, Россия и европейцы готовят соглашение, которое позволит Асаду оставаться у власти еще не менее двух лет взамен на политические уступки Ирану и Саудовской Аравии в Ливане и Ираке. "Взамен Россию заверят, что она сможет сохранить военную базу в Тартусе и взаимоотношения с любым правительством, которое в итоге сформируется в Дамаске при поддержке Ирана и Саудовской Аравии", - пишет автор
Видимо, сверхдержавы готовы смириться с влиянием Ирана на Ирак и связями Тегерана с "Хизбаллой", а Саудовскую Аравию и Катар - поощрить на заботу о правах суннитов в Ливане и Ираке, говорится в статье.
Но истинная цель переговоров объясняется тем, что Запад стремится обеспечить себя нефтью и газом Персидского залива взамен российских энергоносителей. Фиск цитирует слова своего источника: "Россия может, когда ей заблагорассудится, перекрывать вентиль Европе, и это дарует ей колоссальную политическую власть. Мы говорим о двух важнейших путях транзита нефти на Запад. Первый идет из Катара и Саудовской Аравии через Иорданию, Сирию и Средиземное море в Европу. Второй - из Ирана через шиитский юг Ирака и Сирию к Средиземному морю и в Европу. Вот что всего важнее. Вот почему они готовы разрешить Асаду оставаться у власти еще два года".
К словам дипломатов, обсуждающих эти планы, следует отнестись с некоторым скептицизмом, признает Фиск. Одно дело - слышать, как политики осуждают сирийский режим, и другое - сознавать, что ради нефти и газа западные дипломаты готовы забыть о массовых убийствах.
На взгляд опытных арабских военных, Асад надеется на "алжирский вариант урегулирования". В 1990-е годы, поясняет Фиск, гражданская война в Алжире сильно походила на нынешнюю трагедию в Сирии: младенцы с перерезанными глотками, целые семьи, истребленные загадочными полувоенными "вооруженными группировками", города, обстреливаемые правительственными силами. Но Запад продолжал снабжать алжирский режим оружием и поощрять политическими средствами.
"Нефтегазовые ресурсы Алжира оказались важнее, чем гибель мирных граждан. А теперь официальный Дамаск надеется, что Запад смирится с новыми бойнями, так как стремится вывозить нефть и газ через Сирию", - говорится в статье.
Также по теме:
Сирийский режим в условиях все нарастающей опасности объявляет тотальную войну (Le Monde)
Разработать план умиротворения для Сирии (The Washington Post)