Либеральная демократия сталкивается с новыми и решающими вызовами, стремясь ответить на вопрос, что делать с Россией и Китаем, пишет издание The New York Times. Об этом заявил в ходе выступления в Риге канадский интеллектуал Майкл Игнатьев. Автор статьи Кристина Фриланд вспомнила об этом тезисе на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Ученый настаивает на том, что у истории нет заранее написанного либретто. "Она не движется в определенном направлении, включая либерально-демократическое. Это клише оптимистичного Запада, что Россия и Китай должны превратиться в либеральные демократии", - сказал Игнатьев.
Оптимистичные западные клише разделялись многими и на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Клаус Кляйнфельд, президент Alcoa и председатель Российско-американского делового совета, заявил по поводу выступления Путина: "Он ясно сказал, что он остается на пути реформ, на пути модернизации. Россия на правильном пути". Именно эту точку зрения поддерживает путинская команда, отмечает автор. "Я был очень рад, что его выступление полностью соответствовало стремлениям нового поколения. В нем было все, чего хочет любой гражданин ЕС или других развитых стран. Мы идем по пути, которым шли все развитые страны", - сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Это удобная теория, поскольку она позволяет в настоящем проводить любую политику. Вера в то, что Россия и Китай движутся по либеральному капиталистическому пути, выгодна также и западным компаниям, ведущим бизнес в этих странах, считает автор.
Однако эта позиция не делает теорию верной. "Россия и Китай хотят продемонстрировать новое положение: экономические свободы могут быть отделены от политических и гражданских свобод", - говорит Игнатьев. Неудивительно, что этот вопрос не стоит на повестке дня в Санкт-Петербурге. Однако он должен стоять на повестке западных стран, полагает автор статьи.