В Хайфе состоялся первый в истории конкурс красоты среди женщин, переживших Холокост, сообщает The New York Times. Все 14 финалисток вышли на подиум впервые в жизни, отмечает журналистка Джоди Рудорен. Мероприятие было организовано некоммерческой организацией Helping Hand for a Friend.
"Они надели удобные туфли на низком каблуке. В купальниках не щеголяли. Рассказы о пережитом ценились так же высоко, как и красивая походка", - повествует автор.
74-летняя Эсти Либер родилась в Польше. В пять лет потеряла отца: его убили нацисты в Германии. Когда Эсти было шесть лет, ее мать повторила судьбу отца.
"Я долго боролась со смертью, едва не погибла в концлагере. В 1951-м приехала в Израиль. Училась, работала, создала семью. Написала три книги о Холокосте", - рассказала 79-летняя Маня Херман.
Этот конкурс красоты затронул вопрос, который вызывает в Израиле острые дебаты. "Почти все сходятся в том, что память о Холокосте нужно хранить, но нет единого мнения о том, какими способами это надо делать", - пишет издание. Некоторые сочли, что это мероприятие превращает трагедию в банальность. Бывший узник Зеев Бар-Илан написал в письме в одну из израильских газет, что это попытка "ради развлечения эксплуатировать страшнейшую кровавую бойню в истории человечества".
Газета приводит несколько примеров из общественной жизни Израиля. "Премьер-министр Нетаньяху стал героем сатиры оттого, что сравнил иранскую ядерную угрозу с 1939 годом. На этой неделе трех ультраортодоксальных иудеев арестовали за то, что они написали на стене музея Холокоста Яд-Вашем: "Гитлер, сионистское движение выражает тебе благодарность".
Вышеописанный конкурс красоты и споры вокруг него - это "борьба за стратегию памяти", полагает писатель Аврум Бург. "Мы так и будем перманентно изображать из себя жертв, ныть, ныть и ныть? Или поступим иначе, иначе - это синтаксис во имя жизни, слова переживших Холокост: "Запомните нас жизнерадостными", - говорит он.
Внутренние противоречия ощущались даже в рассказах конкурсанток о себе. Каждой выделили всего две минуты. "Каждая говорила о голоде, побоях и утратах в Европе, но также о книгах и премиях в Израиле", - пишет автор. Тема выживания акцентировалась тем, что женщины перечисляли своих детей и внуков. Старейшей участнице было 89 лет, самой молодой - 73.