Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 марта 2000 г.

Мартин Вулф | Financial Times

Путешествие в неизвестность

Как и ожидалось, российский народ сделал свой выбор в пользу человека - загадки. Бывший сотрудник КГБ Владимир Путин теперь наделен огромными полномочиями президента России. Однако Путина можно назвать избранным царем бумажной империи. Перед страной стоит множество проблем, одни из которых Путин может решить, другие - нет. Путин может управлять страной указами, но не может быть уверен в их выполнении; он может опустошать Чечню, но не может выплатить зарплату врачам. Когда говорят о цивилизованной стране, то имеют в виду сильное государство, в котором все подчиняются закону. Россия представляет собой полную противоположность.

Рассмотрим два аспекта ее слабости. Первым являются "олигархи" умело использующие государство в своих собственных целях. Как пишет представитель Совета по внешним связям Ли Волоски в последнем номере журнала Foreign Affairs, олигархи заняли ведущее место в российской общественной жизни в результате массовых махинаций и незаконного присвоения собственности, особенно в нефтяной области. Они умело воспользовались приватизацией. В находящихся под их контролем предприятиях не может чувствовать себя спокойно ни один иностранный инвестор. Закон пасует перед их богатством. Это - грабеж, замаскированный под свободное предпринимательство.

Вторым аспектом является демонетизация экономики. Согласно результатам самого свежего исследования экономической ситуации в России, проведенному ОЭСР, в августе 1998 года, в 200 промышленных предприятиях взаимозачеты превысили 50% от всех сделок и только в апреле прошлого года они снизились до уровня 43%. В начале 1999 года на 2000 крупных предприятиях и в естественных монополиях доля взаимозачетов превысила 50%.

Как отмечает ОЭСР, самая необычная черта российской безналичной экономики заключается в том, что бартерные и зачетные цены на товары обычно близки или равны друг другу и приблизительно на 40-50% превышают наличные цены.

Почему же организации предпочитают избегать наличности? Отчасти дело в том, что безналичные сделки маскируют дотации, главный образом на электроэнергию. Важно то, что с помощью этих сделок региональные и местные власти обманывают федеральные власти, поскольку не используют банковские счета.

Доминирующее положение олигархов и демонетизация являются одновременно и причиной и следствием нынешней извращенной, полурыночной экономики. Тем не менее, за этим стоит коллапс государства. Как замечает директор правительственного Центра экономических реформ Владимир Мау, основная черта российских посткоммунистических реформ заключается в том, что они осуществлялись в условиях слабой государственной власти. Радикальные преобразования при слабой власти - это определение революции, то есть процесса, который никто не может контролировать.

Развал СССР стал концом государства, империи и идеологии. Только оторванные от жизни интеллигенты могут думать, что этот процесс пройдет гладко. По словам Мау, экономическая политика в обществе, раздираемом социальными противоречиями, не может быть стабильной и последовательной. Тем более, когда во главе правительства стоит невежественный и не склонный к компромиссам Борис Ельцин.

Путин - не Ельцин. Но кто же он? И - кем бы он ни оказался - можем ли мы надеяться на прекращение хаоса, который скорее является следствием 80-летнего коммунистического правления, чем 10 лет неудачных реформ? Намерения и возможности президента неизвестны. Ясно только, что он является или счастливчиком, оставшимся на плаву после игры Ельцина с министерскими портфелями, или человеком, извлекшим выгоду из циничного заговора, направленного на сохранение положения нынешних элит путем развязывания "антитеррористической" войны в Чечне.

Принимая это во внимание, надежды на серьезные улучшения можно считать весьма туманными. Борис Березовский уже предупредил, что при Путине влияние "крупного капитала" может только возрасти. Если это произойдет, то шансы на превращение России в страну с главенствующей ролью закона, монетизированной экономикой, эффективной системой социального обеспечения и федерализмом, будут небольшими.

Задачи, которые предстоит решать, вполне ясны. Правительство должно вновь взять под свой контроль национальные богатства. Оно должно приструнить олигархов. Ему следует повысить налоги и выплачивать госслужащим достаточную зарплату, чтобы уменьшить коррупцию. Правительство должно создать эффективную правовую систему, гарантирующую права собственников. Оно должно создать нормальную экономику, основанную на использовании наличных средств, и нормализовать отношения с властями более низкого уровня. Это очень трудная задача.

И все же, если Путин хочет попытаться предпринять какие-то шаги в данном направлении, то у него есть определенные преимущества. Его личный рейтинг находится на максимальной отметке. Как президент, он обладает очень большими полномочиями. Экономика все еще пользуется плодами девальвации рубля и высоких цен на нефть. Важно, что, несмотря на высказывавшиеся опасения, финансовый кризис не нарушил макроэкономическую стабильность. Стабильность цен является самым крупным экономическим завоеванием 90-х годов, равно как выборы, несмотря на манипулирование, остаются самым значительным политическим завоеванием десятилетия.

Пришло время, когда Путину следует использовать имеющиеся у него возможности. В некоторых вопросах он может достичь успеха. Однако сомнительно, чтобы выходец из КГБ имел хоть какое-то представление о свободе или законности. Именно по этой причине Западу надлежит держаться от Путина на дистанции (хотя и проявляя к нему дружеское расположение).

В своей недавно вышедшей брошюре мой бывший коллега Джон Ллойд приходит к выводу, что Западу следует вести с Россией двусторонний диалог по вопросам безопасности. Однако задачу проведения экономических реформ должна решать сама Россия. Можно оказать некоторую помощь правительству, если оно продемонстрирует готовность делать правильные вещи. Однако Запад больше никогда не должен оказывать поддержку столь неэффективному и погрязшему в коррупции режиму, который сформировался в последние дни правления Ельцина. Прежде всего, не следует зазнаваться: Запад Россию никогда не терял и не ему ее завоевывать.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru