Основной вопрос сегодня заключается в том, как президент Путин будет строить свои отношения с российскими "олигархами". В ходе своей предвыборной кампании бывший сотрудник КГБ Владимир Путин не препятствовал распространению различных мнений о том, какое место он отводит этой группе бизнесменов, получивших, за поддержку Кремля, доступ к основным ресурсам страны и превратившихся в ведущих действующих лиц российской политики. Некоторые из них, как, например, Березовский, организовали приход к власти Владимира Путина.
Выступая перед своими избирателями, кандидат Путин обещал следить за тем, чтобы ни один из кланов не мог "стать близким к губернатору, премьер-министру или президенту". "Они должны обладать равными правами", - сказал он. Затем он дал "свое" определение олигархам: "Если речь идет о тех, кто организует влияние капитала на власть, тогда они должны прекратить существовать, как класс".
Но в тоже время, Владимир Путин, в своей книге-признании (серия интервью, подготовленных журналистами газеты "Коммерсант", которая является собственностью Березовского) согласился с необходимостью ликвидации связей между государством и "большим бизнесом, от которого так много зависит в России". Он рассказал о том, что регулярно встречается с Березовским, информационным, нефтяным, а с некоторых пор и алюминиевым магнатом, "у которого такой живой ум и так много предложений". Владимир Путин также признал, что принимал в Кремле Петра Авена, главу финансовой и нефтяной группы "Альфа", Владимира Потанина из группы "Интеррос" и Вагита Алекперова, главу ведущей российской нефтяной компании "Лукойл".
Остается открытым вопрос о личных симпатиях или антипатиях президента. Самый позорный российский символ олигархического капитализма, Борис Березовский, правильно оценил ситуацию и в одном из интервью газете "Ведомости", данном накануне президентских выборов поделился своими опасениями: "Меня часто спрашивают, не думаю ли я, что Путин, придя к власти, может посадить меня в тюрьму. Я отвечаю: "Конечно, он может. Почему бы нет, если он сочтет это выгодным для себя?" Являясь одной из основных фигур в деле "Аэрофлот", Березовский, тем не менее, позволил себе предостеречь Путина: "Он говорит, что олигархи должны быть отстранены от политической власти (...). Но этого никогда не будет. Это лишь слова для избирателей".
До последнего времени Владимир Путин проявлял умеренность, возложив на других обязанность хвалить или порицать. В прошлом месяце российская пресса распространила сообщение о том, что клан Березовского через офшорные компании прибрал к рукам 60% производства алюминия в России. Министр по антимонопольной политике Илья Южанов, вместе с тем, заявил, что эти сделки "формально" нельзя считать нарушением антимонопольного законодательства. Но позднее он сообщил о том, что рассмотрение этого вопроса может быть возобновлено. До этого, петербуржец Герман Греф, которого Путин поставил во главе "Центра стратегических исследований" и поручил разработку десятилетней программы экономического развития, пустил пробный шар, предложив создать государственную авиакомпанию - конкурента "Аэрофлота", контролируемого Березовским. Наконец, министр информации Михаил Лесин объявил о том, что первому государственному телеканалу ОРТ, подконтрольному Березовскому, могут и не продлить автоматически лицензию после истечения срока ее действия в мае.
В окружении Бориса Березовского говорят, что не верят в реальность такого катастрофического сценария. Один из приближенных Березовского сообщил недавно корреспонденту газеты "Монд", что Владимир Путин без команды не "сумеет справиться с элитой". "Он, возможно, сумеет установить равновесие, поставив справа Березовского, а слева - Чубайса, и способствовать подъему других олигархов. Если Борис Березовский согласится на эту игру, не требуя от нее многого, ничего с ним не произойдет".
К другим "олигархам" относятся, прежде всего, Петр Авен и Михаил Фридман, руководители "Альфы", группы, которая чудесным образом пережила кризис августа 1998 года. Петр Авен одним из первых познакомился с Путиным в начале 90-х годов. Занимая в свое время пост министра внешней торговли, он предоставил Комитету по внешним связям Санкт-Петербурга, возглавляемому Путиным, исключительное право предоставления экспортных лицензий. Именно он в 1992 году помог будущему президенту выйти из затруднительного положения, когда его подозревали в причастности к бартерной операции по обмену сырья на продукты питания, в результате реализации которой неизвестно куда подевались миллионы долларов.
Организовав в прошлом месяце встречу с западными журналистами в одном из шикарных московских ресторанов, Петр Авен с удовлетворением сообщил, что Владимир Путин регулярно с ним консультируется по различным актуальным вопросам. "Во время нашей последней беседы Владимир Владимирович задал мне вопрос о том, стоит ли сохранить такие свободные телеканалы, как НТВ. Я ему ответил, что конечно же стоит, необходимы равные условия для олигархов", - сказал он. Но он ни словом не обмолвился о головокружительном успехе, переживаемом "Альфой" с августа 1999 года, т.е. с момента назначения Путина премьер-министром. Финансовой группе удалось ввести в президентскую администрацию трех своих сотрудников и установить контроль над большой группой российских депутатов. В результате, один из филиалов группы, Тюменская нефтяная компания готовится совершить блистательный прорыв на местных газовых и нефтяных рынках. Этой зимой, в результате типично русских сделок, ей удалось получить контрольный пакет акций одного из нефтяных гигантов, компании "Сиданко". ТНК закрепила свою победу, выиграв 10 дней тому назад тендер на расширение границ богатейшего газового месторождения Ковыкта, на разработку которого уже получила лицензию BP-Amoco.