Два крупнейших авиапроизводителя, конкуренты "Эйрбас" и "Боинг", одновременно делают заявления о заключении крупных контрактов на общую сумму в 4,6 миллиарда долларов. Контракты еще на 4 миллиарда долларов находятся в стадии подготовки.
Сначала "Боинг" объявил, что смог опередить "Эйрбас" в жесткой борьбе за контракт с голландской авиакомпанией "KLM". Контракт предусматривает поставку 11 самолетов "Джамбо" на сумму 2,5 миллиарда долларов.
Затем появились сообщения, что "Эйрбас" заключил сделку на 2,1 миллиарда долларов с "Индийскими Авиалиниями" (Indian Airlines). "Эйрбас" поставит в Индию 43 авиалайнера.
Ожидается, что уже в этом году "KLM" сделает еще один заказ на поставку самолетов, и не исключено, что на этот раз поставщиком голландской авиакомпании впервые станет "Эйрбас".
После того, как было объявлено о заключении сделок, резко выросла стоимость акций "Боинга" и EADS (компании, владеющей "Аэйрбас"). Рост котировок подтверждает тот факт, что авиаиндустрия постепенно восстанавливается после терактов 11 сентября.
"KLM" покупает восемь пассажирских самолетов "Боинг-777-200" с увеличенной дальностью полета и три грузовых самолета "Боинг-747-400". Самолеты прибудут в распоряжение покупателя во второй половине 2003 года. "Боинг" также сообщил, что "Кенийские Авиалинии" сделали заказ на три самолета "Боинг-777-200". "Нам пришлось столкнуться с жесткой конкуренцией, нам пришлось много работать. Победу обеспечило качество, а также цена", - заявил вице-президент "Боинга" Даг Гросклоуз.
"KLM" продолжает вести переговоры о покупке еще одной партии самолетов, объемы которой пока неизвестны. Согласно имеющейся информации, "KLM" может остановить свой выбор на "Эйрбасе" - это будет первый контракт голландцев с европейскими авиапроизводителями. Готовящийся контракт будет иметь своей целью замену 22 самолетов ("МакДонэл-Даглас MD-11" и "Боинг-767"). Контракт на поставку аналогичных по параметрам самолетов "Боинг" или "Эйрбас" оценивается примерно в 4 миллиарда долларов.
Как сообщил "Эйрбас", в Индию в ближайшие пять лет будут поставлены авиалайнеры "А319", "А320" и "А321" на 2,1 миллиарда долларов.
"Эйрбас" предполагает продать в 2002 году примерно 300 самолетов. "Боинг" в этом году намеревается продать 350-400 самолетов, однако в следующем году объемы продаж "Боинга", вероятно, снизятся.
Мировая авиаиндустрия озабочена возможным падением спроса на самолеты, которое обусловлено тем, что около двух тысяч самолетов в настоящее время бездействуют, "стоя на парковке", а авиакомпании отказываются от заказов.
И EADS, и "Боинг" рассчитывают компенсировать снижение объема заказов на гражданские самолеты, увеличив объемы продаж военной техники.