Билл Клинтон любит поговорить о крикете, головоломках судоку, встречах со старыми друзьями и немножко о путешествиях. Напрашивается мысль, что человек в восторге от того, что отошел от дел.
Он прочел подаренную ему Джоном Мейджором книгу о правилах традиционного английского вида спорта, но так и не понял, как считать очки. "Это завораживающая игра, - говорит он. - Но я до сих пор не понял, как вести счет. Это гораздо труднее, чем решать головоломки судоку".
Но спустя шесть лет с тех пор как он покинул свой пост, бывший президент берется и за более сложные проблемы. Они не позволяют сидеть на месте. Движимый давней идеей о здоровье всего мира, возникшей на "похоронах друзей", умерших от СПИДа в 1980-е годы и укрепившейся во время последующих встреч с этим заболеванием, Клинтон использует свое влияние и свою харизму, чтобы помочь справиться с пандемией ВИЧ.
Вчера эта миссия привела его в палату лордов, где он говорил о доступности наркотиков, позорном клейме, воздержании и силе убеждения.
Будучи лицом ВИЧ/СПИД инициативы Фонда Клинтона (CHAI), человек, прославившийся своим обаянием, надеется использовать возможности бывшего президента, чтобы изменить отношение к самой страшной в мире болезни и ее лечению. Клинтон говорит, что проект, начатый в 2002 году, направлен не на сбор денег, а на более эффективное использование имеющихся средств.
Как и Билл Гейтс, делающий самые большие в мире пожертвования на здравоохранение, Клинтон подходит к благотворительности как к бизнесу. Фонд добивается от фармацевтических компаний долгосрочного производства препаратов против ретровируса (ARV) при льготном налогообложении.
"Наша цель - взять деньги, отпущенные на лечение СПИДа, и снизить цены", - сказал он. В результате состояние 250 тысяч человек, получающих лечение в рамках программ CHAI, характеризуется как стабилизировавшееся.
После того как модель продемонстрировала свою эффективность, усилия сосредоточены на совершенствовании детских препаратов и их доступности в сельских районах некоторых из 22 стран Африки, Карибского бассейна и Азии, где работает фонд.
Клинтон считает, что проверка на ВИЧ должна стать обязательной в странах, где уровень заражения превышает 20%, несмотря на серьезную проблему позорного клейма. "Необходимо полностью изменить отношение к проверке, и важным шагом к этому станет четкое понимание того, что дискриминации не будет, - заявил он. - У меня такое ощущение, что к этому надо относиться как к проблеме общественного здоровья. Здесь нет богатых и бедных. Речь идет об уровне заражения: когда он достигает некоторой точки, он наносит удар по всей структуре здравоохранения и социальной стабильности в стране".
ООН вчера заявила, что и наполовину не достигла своей цели ввести ARV 3 млн человек, но Клинтон считает, что подход фонда и совершенствование проверки сделает эту цель достижимой в течение года. "Я буду разочарован, если к концу года все совместные усилия не приведут нас к этому результату. Если этого не добились, то не по причине отсутствия денег".
Миссия, добавил он, возможно, позволит ему добиться таких же, если не более существенных результатов, как и в Белом доме, если он отложит уход на покой на несколько десятилетий. "Это приносит мне огромное удовлетворение, - заявил он. - Я решил, что не буду все оставшуюся жизнь мечтать о президентстве".
На вопрос, могут ли другие мировые лидеры, когда закончится их срок пребывания у власти, последовать его примеру, создав своего рода "НПО из одного человека", Клинтон ответил: "Если Тони захочет этим заняться, он добьется большого успеха. Но все зависит от того, как долго он будет держаться за политику. Когда уходишь с политического поста, надо дать политике идти своей дорогой".