Спокойная дипломатия
Этот подход использовался в первые шесть дней. Морское командование и дипломаты говорили, что вопрос о морских границах весьма сложен и все происшествие может оказаться ошибкой. Такой линии придерживалась министр иностранных дел Маргарет Беккет в ходе первой беседы со своим иранским коллегой Манучехром Моттаки в воскресенье. Преимущество подобного подхода в том, что Тегеран не оказывается загнанным в угол и имеет возможность сохранить лицо, отпустив захваченных британцев. Так было в 2004 году, когда арестованные британцы спустя три дня оказались на свободе. Но в этот раз ситуация, судя по всему, иная. "Корпус стражей исламской революции" имеет широкие полномочия и близок к президенту Махмуду Ахмадинежаду. Реформаторы в Тегеране находятся в тяжелом положении. Британские власти обратились к России, Турции и арабским странам в надежде, что те могут напрямую связаться с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи, однако это не принесло успеха.
В какой-то мере отсутствие реакции было предсказуемым. Каникулы в связи с празднованием иранского нового года касаются всех, включая политическую и клерикальную элиту. Выходные продлятся до начала апреля, однако Тони Блэр заявил, что Великобритания не готова ждать так долго.
Слова Блэра о переходе ответных действий Великобритании в "новую фазу", а также вчерашнее заявление Беккет о дипломатических санкциях свидетельствуют, что мягкий подход был признан неэффективным, и заставляют предположить, что время не на британской стороне.
Новая фаза
Она началась вчера, когда министерства обороны и иностранных дел устроили согласованное наступление. Была твердо и подробно разъяснена официальная позиция Великобритании, показаны карты и приведены координаты, а также хронология событий. Одновременно с этим была введена первая реальная санкция - прекращены контакты на правительственном уровне. Эта мера предусматривает отказ от выдачи виз иранским чиновникам и приостановку любых встреч между дипломатами двух стран. Это весьма близко к полному разрыву дипломатических отношений, однако полный разрыв был бы вреден, поскольку Великобритании необходимо вести диалог с Тегераном.
Миссис Беккет в своем заявлении использовала и другой, более опасный ход - начала высмеивать действия иранской стороны, и в Тегеране это не останется незамеченным. Она подробно рассказала о комедии ошибок, которую разыгрывает иранское министерство иностранных дел в этом вопросе. Так, иранский посол в Лондоне сначала предоставил координаты инцидента, которые подтверждали слова Великобритании о том, что все случилось в иракских водах. Таким образом, она выставила иранских дипломатов в глупом свете.
Дальнейшие санкции
Новая фаза грозит тем, что Иран лишь ужесточит свои позиции, а также исключает простое решение, при котором все могли бы сохранить лицо. А если эта дипломатическая критика не поможет, правительство должно будет действовать еще жестче, иначе оно потеряет всякое уважение Тегерана и других противников. Следующим шагом может стать замедление или прекращение выдачи виз обычным иранцам, в том числе студентам и предпринимателям, что вызовет недовольство у иранского среднего класса. Затем, если следовать обычной логике международных санкций, должны быть приняты финансовые меры: заморожены счета иранских лидеров и любых организаций, с которыми они могут быть связаны. Затем последуют торговые санкции: запрещение британским компаниям поддерживать деловые контакты с Ираном, запрет на импорт иранских товаров. Однако, если эти меры будут проведены в одностороннем порядке, они повредят Великобритании не меньше, чем самому Ирану. Студенты и предприниматели попросту могут отправиться со своими деньгами в другие европейские страны или в США.
Многосторонние меры
Для Великобритании сейчас крайне неудачный момент. Она только что отстаивала в ООН санкции против Ирана в связи с его ядерной программой, убеждая Россию и ее союзников согласиться заморозить счета высокопоставленных иранцев, в том числе лидеров "Корпуса стражей исламской революции". В результате Великобритания израсходовала значительную часть своих инструментов воздействия на ООН. В то же время Белый дом дал понять, что поддерживает британскую позицию, однако "с нашей стороны не будет эскалации напряжения". Это, однако, может сыграть на руку Лондону. Ведь поддержка со стороны США - весьма спорная вещь в отношениях со страной, где Америку называют "Большим Сатаной", а Великобританию считают ее помощником, "Маленьким Сатаной". Наиболее полезными в таком случае могут стать совместные европейские действия. Германия, которая является председателем ЕС, выразила Британии поддержку, назвав действия Ирана "неприемлемыми".
Военная операция по спасению
Прошлые примеры дерзких операций по освобождению заложников в Иране не слишком обнадеживают. В 1980 году подобную попытку делал президент Джимми Картер, однако операция сил специального назначения под названием "Орлиный коготь" закончилась катастрофой. Тогда во время песчаной бури в иранской пустыне вертолет столкнулся с американским самолетом. Погибли восемь американцев. Великобритания с военной точки зрения находится в еще худшем положении, поскольку иранцы могут легко отомстить британским солдатам в Басре.