Это подлинное признание или унижение и циничное нарушение международного права? Такие вопросы задаются после появления британской заложницы Фэй Терни на иранском телевидении вчера вечером.
Видеоматериал, в котором военнослужащая, взятая в заложники в Персидском заливе, в черном головном платке "призналась" в нарушении британцами морской границы Ирана, станет символическим воплощением кризиса между Ираном и Западом. Он также сразу вызвал ярость в мире, а британское правительство заявило резкий протест, требуя дать доступ к дипломатам 15 морякам и морским пехотинцам, которых удерживают шесть дней.
Президент Джордж Буш провел переговоры с Тони Блэром и заявил, что Британия получит полную поддержку в свете предупреждения Блэра, что ситуация может перейти в "новую фазу", если дипломатия не сумеет обеспечить освобождение пленников. Тем временем американские войска участвуют в крупнейшей военной операции, которые они проводили в регионе после вторжения в Ирак в 2003 году; Тегеран называет этот шаг провокацией.
Телекадры появились в день, когда Британия объявила, что замораживает все отношения с Ираном, и подготовила информацию, которая, по ее утверждению, неопровержимо доказывает, что команда британского флота была задержана в территориальных водах Ирака.
За этим последовало то, что можно было принять за первые с начала кризиса сигналы Ирана к примирению: обещание, что хотя бы старшего матроса Терни иранцы освободят в ближайшее время, и предложение признать, что британцы могли оказаться на их территории случайно.
Но вчера вечером министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки для начала заявил, что быстрое освобождение Терни маловероятно, а британцы, чтобы урегулировать противостояние, должны признать, что их военнослужащие вошли в иранские воды неумышленно. "К сожалению, Британия не признает свою ошибку", - заявил он вчера Associated Press. Позже он подтвердил, что Иран согласился на британское требование о посещении команды консулом, но не уточнил, когда оно состоится.
В 2004 году захваченных британских военнослужащих провели с завязанными глазами перед камерами, и правительство Британии потребовало, чтобы новых пленников не подвергали такому испытанию. Старший матрос Терни, 26-летняя мать трехлетней девочки, в телесюжете упоминает, что она и ее товарищи вошли в иранские воды. Запинаясь, она говорит: "Я служу во флоте девять лет. Я живу в Англии. Меня арестовали в пятницу, 23 марта. Наверное, мы вторглись в их воды. Они очень дружелюбные и очень гостеприимные, очень заботливые, хорошие люди. Они объяснили нам, почему нас задержали. Не было агрессии, обид, вреда".
Телеканал "Аль-Алам" показал также письмо, которое Терни написала своей семье в Англии. В нем она писала: "Мы вышли на катерах, когда нас задержали иранские военные, потому что мы, видимо, вошли в иранские воды. Лучше бы мы этого не делали, потому что тогда я была бы сейчас дома с вами. Я хочу, чтобы вы знали, что я здорова и в безопасности".
Министерство обороны в Лондоне подчеркнуло, что слова Терни следует оценивать в контексте давления, которому она подвергается, находясь в плену.
Министр иностранных дел Маргарет Беккетт заявила: "Я очень обеспокоена этими кадрами, а также любыми свидетельствами давления и принуждения, которым подвергаются наши военнослужащие, выполнявшие рутинное задание в соответствии с международным правом и резолюцией ООН в поддержку иракского правительства. Сегодня мы в полной мере продемонстрировали, что наши военные действовали в иракских водах. Как мы неоднократно объясняли иранскому правительству, подобное использование этих кадров абсолютно неприемлемо".
Правоведы и военные эксперты отметили, что материал, показанный по телевидению, возможно, является нарушением Женевской конвенции, несмотря на то, что Британия и Иран не находятся в состоянии войны. Один из аналитиков, Пол Бивер сказал: "Есть ряд причин, по которым это может быть нарушением Конвенции. Им не предъявлены обвинения, и к ним не пускаю консула".
Ранее вице-адмирал Чарльз Стайл, заместитель начальника генерального штаба, дал координаты, показывающие, что группу захватили в иракских водах, на расстоянии 1,7 морских мили от границы Ирана.
Имеются неподтвержденные сообщения, что иранский МИД был против показа узников по телевидению. Дипломатические и военные источники в Лондоне заявили, что есть большие сомнения в том, что многие представители иранских властей имеют право голоса в решении судьбы пленников, а их продолжающееся заключение является частью местной политической игры, равно как и символом иранского пренебрежения.
Правда или вынужденное признание?
"так как мы, видимо, вошли в иранские воды"
Невозможно сказать, является это допущением или вынужденным признанием, а также, писала ли она это письмо. Тем не менее Фэй Терни использует осторожное слово "видимо", т.е. формулирует предположение, что они находились в иранских водах.
"что я здорова и в безопасности"
Главная забота в данном случае - сообщить семье, что не надо беспокоиться, что с ней нормально обращаются, не подвергают ее пыткам и другим унижениям. И опять нет возможности выяснить, правда ли это. Во время съемки она выглядела напряженной.
"я написала письмо иранскому народу с просьбой простить нас за то, что мы вошли в их воды"
Этой уступки, несомненно, потребовала Иранская революционная гвардия в качестве символа публичного покаяния. Революционная гвардия ведет свои бои в области пиара, и это, несомненно, служит ее целям.