Визит Папы Римского Бенедикта XVI на Кубу продемонстрировал разногласия между стареющими братьями Кастро относительно будущего страны. "Однако лишь Вашингтон или нефтяные богатства в океане способны что-либо поменять", - считает Хильдегард Штаусберг, автор публикации в сегодняшней Die Welt.
Непростые отношения Гаваны и Ватикана - коммунистический режим на Кубе начиная с 1959 года не упускал ни одной возможности заставить замолчать представителей далекого Рима - начали постепенно теплеть в начале 1990-х годов. Как пишет автор, кубинский режим тогда оказался под давлением: источники финансирования из бывшего СССР стали стремительно иссякать. Католическая церковь осторожно, но настойчиво начала отвоевывать новую сферу влияния.
"Смена тысячелетий принесла с собой фиаско для всех тех, кто был готов к реформам: президент Венесуэлы Уго Чавес на десятилетие стал главным источником финансирования для загнивающей республики - реформы стали не нужны. Однако теперь его дни, похоже, сочтены: в ближайшем будущем Венесуэла отпадет как основной источник денежных поступлений".
Рауль Кастро на этом фоне пытается аккуратно подготовить почву для реформ - его старший брат Фидель, сторонник жесткой линии, всеми силами препятствует этому.
"Тот, кто ждет от визита тихого немецкого интеллектуала (автор имеет в виду Бенедикта XVI. - Прим. ред.) чего-то сенсационного, будет разочарован", - говорится в статье.
Решающими для судьбы островной республики являются прежде всего два фактора: позиция Вашингтона по эмбарго и вопрос о том, закончатся ли успехом мероприятия по обнаружению нефтяных месторождений у кубинского побережья. "В таком случае Куба не без помощи Китая и Бразилии станет производителем нефти и обретет экономические перспективы".