"По воздействию на российское общество пожар в кемеровском торговом центре сопоставим с захватами заложников, которые совершили боевики-террористы в московском театре в 2002 году и в школе в Беслане в 2004-м", - пишет корреспондент El Pais Пилар Бонет. "Россияне вновь потрясены, они испытывают чувство бессилия, но также гнева оттого, что оборвалась жизнь такого множества детей", - говорится в статье.
По мнению автора, трагедия в Кемерово обнажила симптоматичные черты в отношениях между обществом и руководством в России: недоверие к властям, "прочные позиции феодальной ментальности", как выражается Бонет, "неуклюжесть и бесчувственность местных руководителей, столкнувшихся с болью людей", "зацикленность на контроле".
"История в Кемерово показала: чтобы преодолеть фатальное чередование "мятеж - смирение", Россия нуждается в радикальных переменах в отношениях между лидерами и обществом, в правде, которая окажет регенерирующий эффект, в подотчетности верхов, требовательности низов, а также в институциональной и личной ответственности", - заключает автор.