Подписанное вчера в Риме соглашение НАТО и России ? хороший эпилог к 50 годам холодной войны. Россия закрепилась в Североатлантическом альянсе, это поможет ей противостоять новым, сложным угрозам. Пытающаяся переопределить свою роль, НАТО сделала еще один шаг в этом направлении. Однако до Пражского саммита, который пройдет в этом году, необходимо более глубоко пересмотреть задачи, структуры и возможности НАТО. Расширять альянс, не меняя одновременно его целей, ? значит делать его бессмысленным с военной и политической точки зрения.
Смысл существования альянса, как военной организации, уже кажется несколько размытым. Отчасти это связано с изменением ситуации в мире. Альянс больше нельзя определять как средство противостояния советской угрозе. Вступление Польши, Венгрии и Чешской республики расширило сферу политического влияния НАТО, но не укрепило его как оборонный союз. Старые европейские члены безнадежно отстали от США по своей военной мощи.
Другая причина утраты альянсом военного значения - взаимонепонимание между Европой и США. 12 сентября европейцы применили 5-ю статью о взаимной обороне. Американцы восприняли этот жест как искреннее выражение солидарности, но не более того. США перестали считать НАТО надежной структурой, которой можно пользоваться для ведения войн, поскольку в этом случае военными действиями руководят комиссии, поскольку им приходится иметь дело с неуклюжими союзниками, которые требуют больше, чем могут дать сами. Европейцы ? исключение можно сделать для Великобритании и, в меньшей степени, Франции ? не усматривают зависимости между военной мощью и жизнеспособностью НАТО.
Чтобы сохранить альянс, обе стороны должны изменить свои взгляды. США должны подтвердить, что верят в необходимость существования долгосрочной коалиции, а не просто брака по расчету. Поддержка со стороны коалиции будет им необходима для нанесения удара по Ираку. Но НАТО должна изменить структуру управления так, чтобы дать возможность свободнее действовать различным своим подразделениям, чтобы ведением военных действий не занимались комиссии.
Европейцы много говорят о повышении военной мощи. Однако пока они мало что могут предложить, помимо доступа в свое воздушное пространство, своих баз и нескольких специальных подразделений. Правительства Европы должны увеличить объемы своих оборонных бюджетов, чтобы восполнить существующие пробелы и повысить свою способность сотрудничать с вооруженными силами США.
Для этого необходимо честно оценить, что может и что должна делать НАТО, чтобы противостоять новым угрозам, в том числе терроризму. Альянс может оказаться незаменимым каналом для обмена разведданными и организации операций по борьбе с локальными беспорядками. Новый совет НАТО-Россия покажет, насколько альянс способен к адаптации.
НАТО всегда имел политическое измерение, которое стало еще более важным после расширения, когда альянс взял на себя новые задачи в области ?мягкой? безопасности. Но если НАТО перестанет выполнять свою главную оборонную функцию, оно устареет.