Почти все заграничные путешествия Буша планируются самым тщательным образом и, в основном, исключают какой-либо риск.
Недельный тур, который начинается в эту пятницу, существенно отличается от всех предыдущих. Он станет испытанием дипломатической проворности и ведущей роли Буша, в то время как его внутренние политические оппоненты только и ждут каких-либо промахов с его стороны. Прямая манера и шарм Буша разоружили многих мировых лидеров, однако на этот раз мерилом успеха будут не только улыбки и честные переговоры.
"Это станет испытанием всех его дипломатических способностей, - отмечает Гэлен Карпентер, аналитик внешней политики института Като. - Что последует за всеми этими встречами - сотрудничество США с другими ключевыми державами или новые трения?"
Самые важные, но и самые рискованные встречи с арабскими и израильскими лидерами ознаменуют первый случай личного вмешательства Буша в ближневосточный процесс. Как показывает история, шансы на успех минимальны. Палестинский президент Ясир Арафат не скрывает, что намерен сорвать переговоры. Его демонстративно не пригласили, однако Арафат считает, что именно он, а не премьер-министр Махмуд Аббас, отвечает за переговоры с Израилем.
Также Бушу предстоит серия непростых встреч с его самыми яростными критиками в Европе и объявление о полной победе в Ираке (это нужно будет сделать без тени высокомерия).
Первая остановка Буша будет, пожалуй, самой простой. Он посетит Краков, чтобы поблагодарить польского президента Александра Квасьневского за поддержку войны в Ираке и отправку в Персидский залив 200 польских солдат. А вот после этого начинаются тернии.
- Буш проведет первые после войны в Ираке личные встречи с лидерами стран, выступивших против войны, - российским президентом Владимиром Путиным, французским президентом Жаком Шираком и германским канцлером Герхардом Шредером. Он уже поговорил по телефону с Шираком и Путиным, однако со Шредером не разговаривал с ноября.
Все они соберутся в субботу в Санкт-Петербурге, где празднуется 300-я годовщина родного города Путина. Частная встреча Буша и Путина состоится в воскресенье. В понедельник Буш увидит Шредера и Ширака на экономическом саммите "Большой восьмерки" во Франции.
Все три лидера оппозиции войне, кажется, стремятся к примирению. После блокирования попыток США вынести на голосование в СБ ООН резолюцию, одобряющую начало войны, они поддержали новую резолюцию, отменяющую санкции против Ирака. Тем не менее, говорят помощники Буша, президент даст понять каждому лидеру (правда, каждому - в разной степени), что США ничего не забыли. Россия хочет получить, но вряд ли получит обещание Буша обратиться к конгрессу с требованием отменить принятую в 1974 году поправку Джексона-Вэника, которая увязывает наличие барьеров в двусторонней торговле с эмиграционной политикой России.
Во Франции президент США планирует провести частную встречу с Шираком. Сообщения о том, что ночевать Буш будет не во Франции, а в соседней стране, Швейцарии, не подтвердились. Он останется во Франции, хотя и не будет присутствовать на большей части официальных мероприятий, включая обед.
Во Франции же он встретится с президентом Китая Ху Цзиньтао, который совершает свое первое после вступления в полномочия в марте этого года международное турне. Однако ни одной закрытой встречи со Шредером расписание Буша не предусматривает - этакая легкая пощечина на международном уровне.
- Когда Буш прибудет в штаб Центрального командования в Дохе (Катар), ему следует ожидать, что американские войска примут его как героя. Нужно быть готовым и к тому, что, как только он объявит о победе в Ираке, ему немедленно напомнят о беспорядках послевоенного этапа. Продолжающееся насилие, текучка среди американских чиновников, возглавляющих процесс реконструкции, недовольство иракцев медленными темпами восстановления порядка уже свели на нет восторг по поводу быстрой военной победы.
- На встрече с арабскими лидерами в Шарм-аш-Шейхе в Египте и на саммите в Акабе в Иордании, где будут присутствовать израильский премьер-министр Ариэль Шарон и палестинский премьер-министр Махмуд Аббас, Буш надеется оказать содействие израильтянам и палестинцам в достижении постоянного мира.
Советник по национальной безопасности США Кондолиза Райс подчеркнула в среду, что саммит состоится в том случае, "если позволят условия". Это предупреждение должно напомнить о ненадежном характере любых ближневосточных переговоров. Полное изменение планов может быть вызвано вмешательством Арафата, колебаниями Шарона или Аббаса, насилием в Израиле или небезопасной ситуацией в Иордании.
Готовность Буша лично вмешаться в мирный процесс удивила многих аналитиков, поскольку такое развитие событий не стыкуется с его давним подходом, предполагающим невмешательство в дела других стран. Однако его советники утверждают, что в данный момент он видит шанс на успех, и, кроме того, он должен выполнить обещание взяться за Ближний Восток, данное британскому премьер-министру Тони Блэру и другим европейским и арабским лидерам.
Ли Фейнштейн из Совета по иностранным делам, который служил в Госдепартаменте Клинтона, считает, что роль Буша на Ближнем Востоке - "шире" и "сильнее" (чем та, которую сыграл Клинтон). Для Буша несвойственно браться за решение проблемы, если успех не гарантирован, отмечает Фейнштейн. "В прошлом администрация всегда избегала какой бы то ни было неопределенности. Но если вы хотите заниматься дипломатией, то цена за это - включение в процесс", - подчеркнул он.
По словам Райс, программа Буша амбициозна. Он надеется сгладить напряженность в отношениях с европейскими лидерами и заручиться их поддержкой в восстановлении Ирака, а также запустить новый виток мирного процесса на Ближнем Востоке. Он осознает наличие политических противоречий, однако он сосредоточен на "общих ценностях" и "общих задачах".