Российский газовый гигант может совместно с другими компаниями построить в Англии электростанции, сообщил глава британского подразделения монополии. Однако британские компании должны отнестись к его намерениям с осторожностью.
Российская газовая монополия "Газпром" озвучила амбициозный план захватить контроль над 10% газового рынка Великобритании к 2010 году.
В рамках этого плана "Газпром" рассматривает возможность строительства в Великобритании электростанций в партнерстве с другими энергетическими компаниями, сказал в интервью Daily Telegraph глава Gazprom Marketing and Trading (GMT) Виталий Васильев.
Несмотря на циркулирующие слухи, что "Газпром" рассматривал возможность приобретения британского поставщика газа Centrica, Васильев сказал, что его компания не планирует входить на внутренний рынок бытовых потребителей.
"Наша стратегия заключается в том, чтобы оставаться тем, кто мы есть, поставляя энергоносители компаниям и промышленным пользователям, и расширяться согласованным образом", - сказал он.
Расширение "Газпрома" в Великобритании может, тем не менее, усилить беспокойство, не слишком ли растет влияние этой компании на энергетическом рынке. Растущая зависимость Великобритании от импортированного газа на фоне подозрительного отношения к возрождению России в качестве энергетической сверхдержавы поставила деятельность "Газпрома" в Западной Европе в центр внимания.
Компания теперь не просто доставляет газ на российскую границу и продает его покупателю, предложившему самую высокую цену. За последние несколько лет "Газпром" заключил ряд сделок по поставкам и обмену активами с европейскими энергетическими компаниями и сделал ряд инвестиций в строительство сети трубопроводов, чтобы обеспечить прямые поставки газа.
Рост "Газпрома" характеризуют недавно опубликованные цифры, которые показывают, что находящаяся в Великобритании GMT, которая занимается продажами газа, нефти и квот на углеродные выбросы на территории Европы, в прошлом году получила прибыль в 1,5 млрд фунтов. Для сравнения: в 2005 году эта цифра составляла 594 млн фунтов, а в 2004 - 324 млн фунтов.
"Газпром" поставляет 25% европейского газа, из них почти 4% поступают в Великобританию (в начале прошлого года эта цифра составляла 2%). GMT также поставляет почти 4% из других источников, в основном газ из Норвегии. Васильев ожидает, что к 2010-2012 году прямые поставки из России в Великобританию достигнут 10%, причем объем газа, поступающего из других источников, также резко возрастет.
Эта компания стала официальным поставщиком почти 2 тысяч мелких предприятий в Великобритании, она также осуществляет энергоснабжение крикетного стадиона Headingley и Кафедрального собора Йорка. Однако уровень недоверия к "Газпрому" стал очевиден в прошлом месяце, когда он подал заявку на контракт о поставках для Государственной службы здравоохранения.
Ходили разговоры о "потенциально чудовищных" последствиях такого контракта, так как "Газпром" не является надежным поставщиком газа, а президенту России Владимиру Путину нельзя верить.
34-летний Васильев высказался в примирительном тоне, но с некоторым разочарованием: "Я понимаю тонкости, связанные с поставками газа Государственной службе здравоохранения. Но я был удивлен некоторыми заявлениями, будто Путин может принять решение поставлять или не поставлять газ Государственной службе здравоохранения или может вдруг перекрыть кран".
"Британский рынок не работает таким образом. Мы как коммерческая организация подали заявку на контракт, конкурируя с другими источниками. Если по какой-то причине поставки прекратились бы, газ поставлялся бы оптовым рынком, а нам пришлось бы выплатить множество штрафов", - сказал Васильев.
"Газпром" столкнулся с более сильной оппозицией в начале прошлого года на фоне предположений, что компания зондирует возможность покупки Centrica. Хотя публичная позиция правительства заключается в том, что будущее Centrica зависит от рыночных сил, за кулисами усиливалось беспокойство.
Васильев уходит от разговора о Centrica, утверждая сначала, что "Газпром" даже не говорил об этом, а затем, что он "рассматривал все возможности в Великобритании".
Так рассматривал ли "Газпром" покупку Centrica, да или нет?
"Скажем так, - говорит Васильев. - "Газпром" рассматривал различные возможности в Великобритании, чтобы понять, что для нас наиболее разумно. На основании этих размышлений мы решили расширяться согласованно".
"Газпром", тем не менее, купил одну компанию, крохотного поставщика газа Pennine, которая, по словам Васильева, предоставляет его компании квалификацию, необходимую для создания торгового подразделения в Европе. "Теперь у нас есть все необходимое в том, что касается персонала и IT-систем для выстраивания своей позиции на рынке", - говорит руководитель компании, москвич по происхождению.
Одной из стратегий может быть строительство электростанций в Великобритании. "Газпром" заключил такие сделки в континентальной Европе. "Я не исключаю подобных проектов в Великобритании при сотрудничестве с партнерами. Однако мы не разработали детальных проектов, о которых я мог бы сейчас сообщить общественности", - сказал он.
Понимает ли Васильев, что это, справедливо или нет, вызовет в некоторых кругах противодействие? "Когда я открываю газету, я вижу картинки с изображениями огромного медведя, который хочет захватить Великобританию. Я понимаю некоторое беспокойство с вашей стороны, потому что вы в Великобритании никогда не работали с "Газпромом" и с Россией, - говорит Васильев. - Но Великобритания узнает "Газпром", а "Газпром" узнает Великобританию".
Однако не только в газетах и не только в британских политических кругах возникают тревоги о расширении и росте влияния "Газпрома". По всему Евросоюзу ощущается обеспокоенность в связи с тем, что Россия становится энергетической сверхдержавой.
В январе 2005 года Европа обнаружила, как сильно она зависит от поставок российского газа, когда эти поставки были ненадолго прерваны в ходе диспута между Москвой и Украиной. От возникшего эффекта домино пострадала Великобритания, где резко подскочили цены на газ. Другие разногласия лишь усиливают эти подозрения.
"Газпром" вытеснил Royal Dutch Shell с места основного акционера крупного газового месторождения "Сахалин-2". Кроме того, "Газпром", судя по всему, больше всех выиграет от скандала вокруг Ковыктинского месторождения, контролируемого совместным с Россией предприятием ВР.
Васильев считает, что мнение, хорошо это или плохо, зависит от "интерпретации, от того, как расставить акценты". Он говорит: "Существуют определенные проблемы между Великобританией, Евросоюзом и президентом Путиным. Однако моя работа заключается не в том, чтобы быть политиком и разрешать проблемы на таком уровне. Моя работа - быть бизнесменом".
То же самое он сказал по поводу того, повлияет ли отравление Литвиненко на отношения между Великобританией и Россией. "Вы смешиваете политику и бизнес. Я же пытаюсь их разделить".
Да, "Газпром" осознает, что у него проблемы с имиджем. На прошлой неделе Daily Telegraph обнародовала документы "Газпрома", в которых признавалось, что компании придется преодолевать враждебность со стороны политиков и СМИ, если она хочет перерасти в успешную компанию на Западе.
"Разумеется, я осознаю, что существуют проблемы, - говорит Васильев. - Наши потенциальные клиенты могут читать различные сообщения и испытывать обеспокоенность. Однако среди уже имеющихся клиентов у нас сильная репутация. Они знают толк в профессионалах".
По мнению Васильева, Великобритания находится в плену множества стереотипов о России и "Газпроме". "Несправедливо судить о "Газпроме", не встретившись с нами и не поняв нашей стратегии. Мир не делится на черное и белое. Существуют и другие цвета. И только путем диалога можно научиться различать эти цвета".