Сегодняшняя пресса анализирует ситуацию вокруг ядерных испытаний в Северной Корее, которые грозят подорвать стабильность в регионе и вызвать новый виток ядерной гонки в мире. По мнению экспертов, Ким Чен Ир использует ядерную и ракетную программы, чтобы утвердить свое могущество и обеспечить беспрепятственную передачу власти своему наследнику. Однако, добавляют СМИ, у источника нынешнего кризиса есть вполне конкретное имя: Джордж Буш-младший.
Насколько опасна Северная Корея? На этот вопрос пытаются ответить журналисты The Christian Science Monitor Дональд Кёрк и Кристен Чик.
По мнению наблюдателей, Ким Чен Ир, чье здоровье явно пошатнулось, использует ядерную и ракетную программы, чтобы утвердить свое могущество и передать власть младшему сыну, отразив поползновения генералов.
Как считается, Северная Корея разрабатывает компактную боеголовку для ракет большой дальности. По мнению ряда экспертов, ядерные боеголовки для ракет средней дальности Nodong, способных наносить удары по Южной Корее и Японии, уже созданы, как и запасы ракет средней и малой дальности, сообщает издание. "Пхеньян готов использовать свой потенциал для нагнетания нестабильности в своем регионе. Главная задача разработок ракет в Северной Корее - отбить у США желание защищать Японию", - считает Шейла Смит, старший научный сотрудник по делам Японии в Совете международных отношений США.
Издание напоминает, что Северная Корея продала свои ракетные технологии Ирану, Йемену, Сирии и пакистанскому ученому-атомщику Абдулу Кадир Хану. "Возможно, главное для Пхеньяна - наладить экспорт, чтобы увеличить иновалютные поступления", - считает Скотт Снайдер, директор Center for US-Korea Policy при Asia Foundation. Он полагает, что Пхеньян, находящийся в отчаянном экономическом положении, готов продавать технологии даже террористам.
Северная Корея разрабатывает боеголовки на основе высокообогащенного урана и приобретает центрифуги и другую технику у Пакистана и других стран, а также, по некоторым сведениям, делится информацией и компонентами с Ираном.
Если КНДР станет ядерной державой, Япония и Тайвань, уже обладающие большим опытом в гражданской атомной энергетике, отбросят свои принципы и обзаведутся ядерным оружием, прогнозирует издание.
Как пишет журналист The Times Ричард Ллойд Пэрри, вот уже много лет КНДР остается столь большой и необъяснимой проблемой, что многие стали принимать ее как одну из неприятных мелочей жизни - вроде комаров или мелкого дождика. Однако следует отдавать себе отчет в том, что на Корейском полуострове может вот-вот разразиться самая разрушительная война за последние 60 лет, и сейчас счет идет на месяцы. С другой стороны, не надо думать, что так сложилось исторически - к подобным последствиям привели вполне конкретные решения политических лидеров. И у источника нынешнего кризиса есть имя: Джордж Буш-младший.
В свое время либералу Биллу Клинтону удалось достичь соглашения с Ким Чен Иром, и последний приостановил работу реактора в Йонбене в обмен на топливо и продовольствие. С визитом в Пхеньян приезжала даже госсекретарь Мадлен Олбрайт.
Сменивший Клинтона Буш не просто "прохладно" относился к КНДР, а прямо оскорблял ее лидера, называя его "пигмеем" и "избалованным ребенком", а однажды признался журналисту, что ненавидит корейского диктатора. КНДР вместе с Ираном и Ираком попала в "ось зла".
Разумеется, Ким Чен Ира не за что любить, но едва ли подобное отношение поможет решить проблему. За минувшие восемь лет Северная Корея сильно изменилась - теперь там есть ядерное оружие. Тот самый пигмей вырос в монстра, заключает автор.
Региональные корреспонденты The Financial Times Чарльз Кловер, Мюр Дики, Кэтрин Хилл и Кристиан Оливер обозначили позиции и опасения соседей Северной Кореи, отмечая, что эти страны играют важнейшую роль в развитии событий в момент, когда Совет Безопасности ООН обсуждает свою реакцию на северокорейские ядерные испытания.
Пекин, самый важный союзник обособленного государства, его торговый партнер и источник помощи и инвестиций, выразил "решительный протест" против северокорейских испытаний, и государственные СМИ заявили, что "шокированы" ими. При этом страна, которая не исполняла санкции, введенные против КНДР после ядерных испытаний в 2006 году, как ожидается, не поддержит жестких мер.
Южная Корея, столица которой находится в зоне досягаемости северокорейских вооружений, призвала к незамедлительным жестким мерам в Совбезе. Сеул повысил уровень боеготовности своих войск и задействовал дополнительные военные корабли у островов в Желтом море.
Токио настаивает на усилении санкций в Совбезе ООН и надеется, что США снова включат КНДР в список спонсоров терроризма. Разработка Северной Кореей ядерного оружия рассматривается Японией как самая ощутимая угроза безопасности страны.
Россия придерживается более мягкой политической линии, чем Вашингтон, Сеул и Токио. Она не мобилизовала дополнительные войска у границ с Северной Кореей. Не следует "срываться в наказание КНДР ради того, чтобы наказать", заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Три непохожих друг на друга брата, таинственная супруга и непростое наследие "великого вождя" - хитросплетения семьи северокорейского диктатора Ким Чен Ира для сторонних наблюдателей выглядят более чем загадочно. О клане Кимов в сегодняшней Der Spiegel рассказывает корреспондент Аннет Майриц.
Информация о клане Кимов основана прежде всего на рассказах перебежчиков и беженцев. Сюда добавляется бесконечное число слухов, домыслов и анекдотов. Все попытки иностранных СМИ собрать какую-то информацию о семье "любимого вождя" наталкиваются на границы и мощный пропагандистский аппарат Пхеньяна.
Известно, что у Ким Чен Ира есть 2 сына от двух браков, к тому же одна дочь и множество внебрачных детей. Вопрос с политическим наследником до сих пор не решен, замечает автор материала - при этом поговаривают, что 67-летний Ким Чен Ир перенес недавно тяжелое заболевание.
После смерти в 2004 году матери двух своих сыновей Ким Чен Ир женился на своей секретарше Ким Ок, которая младше его на 20 лет. Даже она, согласно сообщениям в СМИ, считается возможной преемницей диктатора. По слухам, она заправляет черной кассой диктатора за границей и выступает в роли "серого кардинала".
Несмотря на все доходящие до абсурда по своей жестокости истории, ходящие про Ким Чен Ира и его семью - например, о том, как по приказу Ким Чен Ира был казнен парикмахер, недостаточно пышно взбивший шевелюру диктатора, - в Северной Корее существует культ клана Кимов, пишет в заключение корреспондент.