В своем интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine председатель Евросовета Херман ван Ромпей отверг критику в адрес Евросоюза за то, что тот будто бы неверно оценил развитие ситуации на Украине и последствия для отношений с Россией. "Честно говоря, я вообще не очень хорошо понимаю, в чем заключается эта критика, - заявил политик, предлагая вспомнить, с чего все началось. - На Украине был русскоговорящий президент с востока страны, который объявил о своем намерении заключить соглашение об ассоциации с ЕС. И что Европа сказала ему? Да, мы хотим заключить соглашение, но при условии, что в стране будут проведены политическая, экономическая, административная и судебная реформы".
Также политик опроверг утверждение о том, что Евросоюз преследует на Украине собственные геополитические цели: "Если бы мы делали это, мы бы сказали, что подписываем на следующий день договор о политическом сотрудничестве, соглашение о свободной торговле, и стояли бы наготове с деньгами, но этого же не было". Еще утверждают, будто Евросоюзу надо было серьезнее учитывать интересы России. "Но мы же все-таки вели переговоры с человеком, который имел тесный контакт с российским президентом и ни в коем случае не считался антироссийским", - заверяет ван Ромпей.
Тем более, что Европа, по его словам, "не получала каких-либо сигналов от Москвы о том, что договор противоречит ее интересам". Так, например, на целом ряде саммитов с участием России эта тема либо не обсуждалась вообще, либо обсуждалась, но крайне мало. Россия, подчеркивает ван Ромпей, "проснулась только в 2013 году, на тот момент переговоры об ассоциации велись уже на протяжении нескольких лет".
То, что соглашение об ассоциации все же было подписано, председатель Евросовета объяснил событиями на Майдане в конце 2013 года: "Ни Европа, ни Янукович, ни Путин не рассчитывали на подобный сценарий развития событий. Три месяца подряд тысячи людей на суровом морозе требовали подписать соглашение". "Так какую ошибку мы совершили, когда сказали, что прислушались к украинскому народу? Лично я считаю, что никакую", - заключил политик.