В Москве статуи колоссального размера - вовсе не дефицит, замечает корреспондент The New York Times Нейл Макфаркьюхар. Правда, нет внушительных памятников религиозным деятелям, но РПЦ и министр культуры Мединский продвигают проект 82-футового (более 24 м. - Прим. ред.) памятника Св.Владимиру.
Десятки тысяч москвичей подписали петицию против памятника. Автор добавляет: "Всем очевидно, что в Киеве, столице Украины, уже есть памятник Св.Владимиру высотой 54 фута, установленный 162 года назад, а также то, что конфликт России с Украиной отчасти вдохновил московскую версию в духе "моя статуя больше, чем твоя".
Газета пишет: "Помимо кровавой борьбы за контроль над территориями, конфликт содержит в себе яростное соперничество за идентичность, а также за право претендовать на звание потомков Св.Владимира, князя-воина мифического размаха, который основал и Русскую православную церковь, и прообраз современного российского государства".
"В публичном выступлении в Крыму президент Путин изумил историков, неожиданно возвысив Крым до статуса сакрального места. Фактически он сказал, что надо забыть о Киеве, а подлинный источник России и ее центрального вероисповедания - Крым", - считает автор.
В ответ президент Украины Порошенко подписал указ о чествовании памяти Владимира как основателя средневекового государства "Русь-Украина". Российские парламентарии тут же обвинили Порошенко в выдумках, поскольку в то время Украина как государство не существовала.
По мнению Макфаркьюхара, сторонники памятника Владимиру в Москве обычно отрицают предположения, что монумент задуман как соперник киевского или что желание его установить связано с нынешней популярностью другого лидера по имени Владимир. "Но эти предположения украдкой сквозят во многих высказываниях на тему памятника", - говорится в статье.
Памятник должен стоять высоко над Москва-рекой, так как "это похоже на холм на Днепре", заявил Валентин Лебедев, председатель организации "Союз православных граждан".
"Русская церковь убеждена, что христианская идентичность европейских столиц - не то, что следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся, - написал в электронном письме глава отдела информации Священного Синода РПЦ Владимир Легойда. - Любой шаг в поддержку этого позволит нам, людям мультикультурного мира, хотя бы на секунду вспомнить о наших корнях".
Газета замечает: протесты против памятника Владимиру набрали обороты, когда москвичи осознали, что город вот-вот, совершенно не советуясь с обществом, возведет очередной грандиозный монумент в одном из немногочисленных зеленых уголков.
Противники памятника делают упор на технических и юридических аргументах. По их мнению, почва на вершине холма не выдержит статую. Другие считают, что памятник испортит вид на столицу.
На сторонников памятника подобные аргументы не действуют. Мединский заявил, что Владимир предопределил весь путь развития российского государства тем, что принял христианство. "Московские князья - потомки князя Владимира по прямой линии, даже во времена, когда Киев был территорией Польши, - сказал он. - Владимир имеет к Москве больше отношения, чем к Киеву".