Эндрю Хиггинс рассказывает в The New York Times о сотрудничестве Ладислава Касуки, "нищего чешского сталиниста", с Александром Усовским - "родившимся в Белоруссии писателем, агитирующим за российский национализм, и идеологическим наемником в теневой битве за сердца и умы между Россией и Западом". В статье, в частности, говорится о том, как Усовский дал Касуке 300 евро на флаги и другую атрибутику для протестной демонстрации в чешской столице Праге.
"По сравнению с предполагаемым российским вмешательством в недавние президентские выборы во Франции и в Соединенных Штатах, деятельность Касуки и ему подобных несущественна. Он устойчиво принадлежит к периферии чешской политики и никогда не надеялся подняться выше поста местного советника в Мелнике - городе к северу от Праги, в котором он живет со своей девушкой в оскверненном граффити многоквартирном доме", - говорится в статье.
"Сотрудничество Касуки с Усовским впервые оказалось на свету вместе с партией электронных писем, сообщений Facebook и других данных, украденных украинскими хакерами с компьютера Усовского. Они дают редкую возможность взглянуть на низшее звено особенно мутного аспекта российской стратегии влияния: на активистов-фрилансеров, продвигающих эту повестку за рубежом и получающих поддержку от российских олигархов и других приближенных Кремля, но не от самого российского государства", - сообщает Хиггинс.
"Усовский был сосредоточен на маргинальных политических игроках Чешской Республики, Венгрии, Польши и Словакии, и его усилия по большей части не принесли плодов, - сообщается далее. - Протесты, организованные Касукой и другими, привлекли только горстки людей. Пророссийские веб-сайты, созданию которых содействовал Усовский, потерпели провал. Польского политика Матеуша Пискорского, с которым он поддерживал контакт, арестовали в прошлом году по подозрению в шпионаже на Россию".
"Кажется, ничто из этого не обескуражило Усовского, который по-прежнему отправлял дикие планы и подробные бюджеты потенциальным покровителям из Москвы в начале этого года, - говорится в статье. - Его коммуникации наглядно демонстрируют российские мышление, амбиции и разочарование. Особенно примечательно его взаимодействие с офисом Константина Малофеева, националиста-миллиардера, пострадавшего от российских санкций в связи с поддержкой, предположительно оказанной им пророссийским повстанцам на востоке Украины".
"После того, как Усовскому удалось срежиссировать только крошечные демонстрации в Праге, Варшаве и других городах, ассистент Малофеева потребовал в октябре 2014 года, чтобы Усовский предоставил "четкий, конкретный и реалистичный план прихода к власти пророссийских сил", - рассказывает Хиггинс.
"Малофеев отказался дать интервью, и его пресс-секретарь Надежда Новоселова сказала, что миллиардер и его персонал не имеют ничего общего с Усовским", - говорится в статье.
"Малофеев приобрел репутацию кремлевской версии Джорджа Сороса - венгерско-американского миллиардера, к которому часто обращаются прозападные силы Восточной Европы, когда им нужны деньги. Однако, в отличие от Сороса, богатые россияне, поддерживающие активистов за границей, стараются держать свою роль и свои расходы в секрете. Это позволяет и Кремлю сохранять дистанцию, - указывает Хиггинс. - Малофеев настаивал ранее, что поддерживал только гуманитарную деятельность, а не политические возмущения".
В статье рассказывается, что, судя по украденной хакерами переписке, Малофеев сначала предоставил Усовскому 100 тыс. евро на финансирование "подготовительного этапа" его работы в Западной Европе, а затем охладел к его амбициям и нереалистичным планам. Получив отказ от Малофеева, Усовский обратился к другим россиянам, в частности, в Российский институт стратегических исследований, "возглавляемый бывшим офицером разведки", и к Константину Затулину, "придерживающемуся жесткой линии члену российского парламента".
Однако Усовский научился использовать интернет для того, чтобы крошечные демонстрации выдавать за "важные драмы", говорится в статье. Кроме того, он тесно сотрудничал с российскими СМИ. В частности, Касука регулярно появлялся на российском "Первом канале", который осветил и организованную им мелкую демонстрацию в Праге. Правда, с тех пор Касука утратил интерес к уличной политике и, по его словам, теперь сосредоточен на написании текстов "о риске войны, достижениях Сталина и несчастьях, вызванных капиталистической эксплуатацией", сообщает Хиггинс.