Мощный стекловолоконный кабель, проложенный по территории Польши вдоль газопровода Ямал-Западная Европа, вызвал озабоченность польского правительства. Из публикаций в польской прессе стало известно, что кабель, который, первоначально предполагалось проложить для удовлетворения внутренних информационных потребностей обслуживающей газопровод российско-польской компании EuRoPol Gaz, обладает значительно большей мощностью и может быть выгодно использован в коммерческих целях. Польское государство не принимает непосредственного участия в специально созданной для эксплуатации этого информационного кабеля PolGaz Telekom, дочерней компании EuRoPol Gaz, поэтому правительство Польши опасается быть отрезанным от выгодных коммерческих сделок.
Вопрос, который в настоящее время особенно часто задают в Варшаве, звучит следующим образом: были ли нарушены польские законы уже при прокладке стекловолоконного кабеля, или они могут быть нарушены при передаче коммерческой информации. При этом никто не оспаривает, что создание информационного кабеля для удовлетворения внутренних потребностей компании, обслуживающей газопровод, изначально было неотъемлемой частью проекта.
По сообщениям польской прессы, не опровергнутыми официальными источниками, для удовлетворения внутренних потребностей EuRoPol Gaz нужно 2 провода, и еще 2 должны оставаться в запасе, а остальные 20 волокон кабеля можно использовать в других целях. В соответствии с существующим польским законодательством, коммерческое использование кабеля должно основываться на договорах концессии. Эксперты спорят только о том, противоречила ли польскому праву прокладка такого мощного кабеля, или нарушением будет лишь передача по нему коммерческой информации. По мнению польского вице-премьера Штайнхофа, следует также выяснить, не стало ли причиной возникновения данной ситуации несовершенство польского законодательства.
В любом случае польские власти проявили обеспокоенность в связи с возможными негативными последствиями, которые может принести Польше коммерческое использование кабеля. Как говорится в письме министра телекоммуникаций Польши министру иностранных дел Бартошевскому, опубликованном в ?Речь Посполитой?, "польское правительство не смогло вовремя отреагировать на деятельность российского ?Газпрома?, владеющего 48% акций EuRoPol Gaz".
Если же ?Газпрому? удастся подсоединить кабель к польской информационной сети, то российский концерн получит доступ ко всему потоку информации в стране, что представляет собой угрозу безопасности Польши. Представители министерства, правда, утверждают, что письмо было процитировано некорректно. Газета, со своей стороны, настаивает на своей правоте.
Собственно, Варшава должна была знать о существующих проблемах заранее. Удивляет только, почему в первоначальном договоре 1993 г. все технические детали проекта были отражены недостаточно подробно и почему польское государство, представленное в EuRoPol Gaz, утверждает о своем неведении. Эта история обращает внимание на существование еще одной проблемы, с которой также столкнулись государства бывшего Советского Союза. С тех пор как Москва потеряла возможность прямо влиять на ситуацию в государствах бывшего советского блока, она стала прибегать к экономическим рычагам.