Лондон может стать местом предсмертной агонии компании ЮКОС. Группа "менеджеров в изгнании" компании ЮКОС переместилась в офис британской машиностроительной компании John Brown - бывшего дочернего предприятия ЮКОСа.
"Вот мы и стали беженцами", - шутит Брюс Мизамор, финансовый директор ЮКОСа, гражданин США. Он приехал в Лондон на прошлой неделе на заседание cовета директоров компании и принял решение остаться после того, как его предупредили, что ему могут быть предъявлены уголовные обвинения, если он вернется в Россию.
Борьба с российскими властями за право контроля над компанией ЮКОС становится все более напряженной, и в ответ на давление со стороны властей руководители ЮКОСа ищут себе безопасное пристанище за границей.
Существует риск, что после отъезда менеджеров ЮКОСа в Великобританию отношения между правительствами Великобритании и России, и без того прохладные, еще более ухудшатся. Кроме того, управлять ЮКОСом из-за рубежа будет крайне сложно, особенно учитывая плачевное финансовое положение компании, которую могут продать по частям с целью покрыть задолженность в 24 млрд долларов по уплате налогов.
Дмитрий Гололобов, один из юристов ЮКОСа, заявил из Лондона, где он сейчас находится, что российские власти издали ордер на его арест, предъявляя ему ложные обвинения.
Дмитрий Гололобов и другой высший руководитель ЮКОСа Александр Тимерко, над которым также висит угроза ареста, не намерены в ближайшее время возвращаться в Россию.
Брюс Мизамор утверждает, что он не бежал из России, но в то же время говорит о том, что в настоящее время он не планирует возвращаться в эту страну. По его словам, он был бы рад ответить на вопросы представителей правоохранительных органов в России или любой другой стране мира, но он не собирается "жертвовать своей свободой во имя (российских) политических интересов".
Председатель правления компании ЮКОС Стивен Тиди в настоящее время находится в Великобритании - стране своего постоянного места жительства, хотя в ЮКОСе утверждают, что в ближайшие дни он намерен вернуться в Россию.
В Лондоне находится еще один высший руководитель ЮКОСа - Юрий Бейлин.
Первая "волна" отъезда бизнесменов из России началась после ареста Михаила Ходорковского в октябре прошлого года. Страну покинули около десяти партнеров Ходорковского - акционеров и менеджеров группы "Менатеп". Они поселились в Лондоне и наняли юристов для того, чтобы противостоять усилиям российских властей по их экстрадиции. Правоохранительные органы России пытаются добиться экстрадиции по меньшей мере двух бывших партнеров Ходорковского, но это им пока не удается.
Таким образом, "бизнесмены-изгнанники" последовали по стопам Бориса Березовского, "серого кардинала" бывшего российского президента Бориса Ельцина, и одного из лидеров чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева, которые также поселились в Лондоне и сопротивляются усилиям российских властей по их экстрадиции.
Лондон имеет ряд преимуществ для бизнесменов из ЮКОСа и "Менатепа", так как этот город является крупным финансовым центром. Брюс Мизамор утверждает, что управлять нефтяной компанией из-за рубежа вполне реально. Но не все в ЮКОСе разделяют его точку зрения. "Внутри компании падает дисциплина. ЮКОС потерпит крах", - сказал источник, близкий к руководству концерна.
Брюс Мизамор и Стивен Тиди являются гражданами США, поэтому даже в случае возвращения в Россию риск их преследования со стороны правоохранительных органов не слишком велик. В гораздо худшем положении находятся российские руководители ЮКОСа, включая менеджеров среднего звена, которые не имеют возможности найти себе убежище за границей, а на родине подвергаются психологическому давлению, допросам и угрозе ареста.
"Цель всего этого - парализовать компанию", - заявляет источник. - Она еще не достигнута, но в душах сотрудников ЮКОСа уже поселился страх за свою безопасность и за безопасность своих детей".
Высшие руководители ЮКОСа, которые уехали в Лондон, могут повторить опыт менеджеров, близких к Владимиру Гусинскому, медиа-магнату, которого власти изгнали из России в 2000 году. Даже после того как власти забрали себе медиа-активы, принадлежавшие Гусинскому, эти менеджеры не могут вернуться в Россию, к своим семьям, так как обвинения в отношении этих людей не сняты.